Гальдраставы. Исторические источники, классификация, особенности применения. - «Руны»
Руны (Руническая магия) » Рунные ставы
В данной статье речь пойдёт о гальдраставах - исландских магических знаках, которые являются крайне интересным и относительно малоизученным элементом исландской магии. Сразу отмечу, что тут я затрагиваю именно традиционную практику, которая имеет весьма мало общего с современной практикой составления "рунных ставов". Знаки, о которых пойдёт речь в данной статье, использовались в течение нескольких веков, чему есть подтверждение в виде дошедших до нас исландских рукописей. Сама статья получилась несколько громоздкой, т.к. я попытался собрать в одном месте весь необходимый материал и привести ссылки на важнейшие источники. Надеюсь, её объём вас не отпугнёт. Также, искренне надеюсь, что при публикации приведённые тут изображения не "поедут", и статья сохранит свой первоначальный вид. Итак, приступим.
- "Знак"
- "Рецепт"
- "Заговор"
Краткий исторический экскурс. Основные источники
Гальдраставами принято называть исландские магические знаки, использовавшиеся преимущественно в XV – XIX веках. Само слово «гальдрастав» (от исл. galdrastafir) образуется путём слияния двух других (galdra – «чары», stafir – «знак»). Пик их использования приходится на XVII век, который, нужно заметить, является довольно мрачным периодом в политической и экономической жизни страны, временем расцвета различного рода суеверий, и, конечно же, судов над колдунами. Именно над колдунами, а не над ведьмами, прошу заметить. Дело в том, что религия и магия очень тесно взаимодействовали в Исландии и прямое отношение к колдовству имели именно представители церкви - пасторы, как правило, католические. В силу изолированности страны, христианство туда дошло достаточно поздно, и так и не смогло окончательно вытеснить языческие представления не только из сознания обычных жителей, но и из разума самих священников. Более того, самая легендарная магическая книга Исландии - Rauðskinna (Красная Кожа) приписывается епископу Гохтскаульку Злому, который, согласно легенде, был одним из самых сильных колдунов Исландии. По преданию, когда колдун почувствовал, что умирает, он приказал своим ученикам после смерти похоронить его вместе с книгой. Ученики были не в восторге от подобного поворота событий, ибо надеялись, что книга достанется им, но из-за страха не посмели ослушаться. Существует другая легенда о том, как колдун Гальдра-Лофт (Лофт Колдун), который, кстати, обучался в епископской школе в Хоуларе, попытался добыть эту книгу, используя свои познания в некромантии. Увы, мёртвый епископ оказался на голову выше Лофта в магии. Книгу ему добыть так и не удалось, а через некоторое время он погиб при весьма странных обстоятельствах. Подробнее об этом можно почитать у Стеблина-Каменского в его книге «Культура Исландии».
Но вернёмся к самим гальдраставам. Их источником являются средневековые исландские рукописи, немало из которых дошло и до наших дней. Ниже я даю краткое описание основных источников и привожу ссылки на отсканированные манускрипты, находящиеся в свободном доступе. В случае если ссылки не работают, данные рукописи можно найти на сайте, посвященному исландской средневековой письменности – handrit.is. В качестве основных источников можно отметить следующие:
- Huld Manuscript («Хульда»). Был приобретён коллекционером Гейром Вигфуссоном в 1860 году. Рукопись состоит из двух частей. В первой части приводится поразительное количество магических алфавитов, рунических рядов и прочих знаков, использовавшихся для тайнописи. Вторая часть посвящена гальдраставам. Автор приводит 30 довольно распространенных знаков. Цифровая копия оригинала находится в свободном доступе. С ней можно ознакомиться тут.
- Galdrabók (Гальдрабук). Рукопись датирована около 1600 года. Данный гримуар был составлен четырьмя различными авторами, начиная с конца 15 века и заканчивая серединой 17 века. Содержит в своём составе гальдраставы, воззвания к христианским и демоническим сущностям, рецепты с использованием трав, обладающими магическими свойствами и прочее. Рукопись была переведена на английский и издана Стивеном Флауерсом, более известным под псевдонимом Эдред Торссон. Нужно отметить, что Флауерс допустил ряд ошибок, таких как неточно прорисованные знаки, ошибки в переводе названий ингредиентов, а местами даже перепутал знаки и «дополнил» оригинал своими ложными заключениями. Это издание также можно найти в сети. Отдельный вопрос, стоит ли.
- Galdrablöð (в дословном переводе «чародейские листы»). Рукопись начала XIX столетия, принадлежала библиотеке Йона Сигурдссона. Она также была составлена несколькими авторами. Полистать можно тут.
- Galdrakver (в дословном переводе «чары содержащий»). Довольно старая и мрачная рукопись, датированная примерно 17 столетием. Была получена исландским учёным Арни Магнуссоном, занимавшемся исследованием и коллекционированием древних рукописей, от некого неизвестного нам персонажа, подписавшемся H.Þ.S. Взглянуть на это произведение можно здесь.
Также под этим названием известны ещё несколько рукописей:
- Lbs 2917. Датирована примерно XIX столетием. Содержит ряд гальдраставов, «магических рецептов», магических алфавитов и, что примечательно, сведенья по хиромантии. В открытом доступе находится несколько «томов». Самый примечательный можно посмотреть тут.
- Lbs 764 8vo. Датирована XIX столетием. Содержит ряд гальдраставов. Из примечательного – скорее всего, в этом образце использована тайнопись, что делает прочтение крайне затруднительным. Полистать можно здесь.
- Lbs 4627 8vo. Рукопись XIX века. По всей видимости, была составлена тремя различными авторами. Ознакомиться можно тут.
- Lbs 4689 8vo. Датирована XVIII – XIX столетием. Напоминает записную книгу исландского колдуна, в которой перечислены ведомые ему гальдраставы, заклинания и ритуалы. Посмотреть можно тут.
Это отнюдь не полный список рукописей, из которых могут быть почерпнуты сведенья о галдраставах. Часть из них я не стал указывать, т.к. в этом случае статья рискует превратиться в каталог архаичных источников. Остальные рукописи можно найти на том же ресурсе.
Классификация
Теперь я хочу кратко рассмотреть некоторые типы гальдраставов. Тут нужно отметить, что это подразделение является весьма условным, используемым для удобства, ибо подобной классификации в источниках по Северной Традиции вы не встретите. К тому же, гальдраставы очень отличаются между собой, встречаются довольно оригинальные по своему внешнему виду знаки, что не позволяет подвести их все под одну гребёнку. Однако эта классификация позволяет с переменным успехом отделить более древние, аутентичные знаки, от тех, которые появились в результате слияния христианского оккультизма и Северной Традиции. Теперь, после необходимого отступления, перейдём собственно к классификации.
- «Линейные». Предположительно, являются ранним вариантом гальдраставов. Представляют собой прямую либо косую линию, с отходящими от неё элементами. Тут нужно опять немного отступить от темы и подчеркнуть, что эти самые элементы не являются рунами, как это любят указывать современные эзотерики. Рунические элементы действительно встречаются в гальдраставах, однако крайне редко и в более поздних. Возможно, подобная путаница возникает из-за использования так называемых стилизованных бинд-рун, когда несколько рун объединяется в один символ, с последующей стилизацией получившегося знака. В качестве примера линейного гальдрастава можно привести магический знак из Lbs 2413 8vo, использовавшийся для защиты дома от нечистого (1).
Ещё одним ярким примером является следующая вариация Lukkustafir («става удачи») (2) .
Возможно, вам «повезёт» наткнуться на подобный вариант (3) става удачи. Сразу хочу отметить, что это совсем не Lukkustafir, а один из вариантов Vegvisir, «указателя пути». Однако, благодаря легкой руке Флауерса, эзотерики, не обременяющие себя проверкой авторитетных источников, считают этот символ знаком удачи. А теперь на минутку задумайтесь, что случилось, если бы этот автор перепутал данный символ с каким-нибудь знаком, использовавшимся для причинения вреда. Представили? Поэтому я настоятельно рекомендую изучать первоисточники, либо работы серьёзных, авторитетных исследователей.
-
Данные гальдраставы появляются несколько позже. В некоторых из них уже можно найти определённые элементы из христианства и Западной Традиции. Одними из самых распространённых являются Vegvísir («Указатель пути») - (4) и Ægishjálmur («Шлем страха») - (5). Оба этих знака являются довольно древними и лишены каких-либо христианских элементов.Чего нельзя сказать об этом ставе (6) из Lbs 2413 8vo. Помимо самого вида знака, явно наталкивающего на размышления о христианском влиянии, в «рецепте» к данному гальдраставу упоминаются Отец, Сын и Святой Дух.
- «Печати». Являются довольно поздними символами. Содержат массу элементов Западной Традиции и христианства. В качестве примера можно привести Daviðs Insigli (Печать Давида) из Huld Manuscript (7).
Надпись внизу на исландском «Berist á sér móti illum øndum» переводится, вероятно, как «Нанеси против злых духов».Также в исландских гримуарах встречается большое количество исконно христианских знаков, не подвергшихся какому-либо влиянию Северной Традиции. К примеру, довольно часто встречается тринитарная формула (Pater, Filius, Spiritus Sanctus – Отец, Сын, Святой Дух), использовавшаяся также для защиты от зла (8).
На этом, пожалуй, закончу с классификацией. Напомню, что тут рассмотрены лишь некоторые виды гальдраставов, ибо систематизировать их все довольно сложно (если вообще возможно), и такая работа явно превысит объём обычной статьи.
Практика
Теперь перейдём, собственно, к вопросу практического применения гальдраставов. Сам «ритуал» вовсе не сводится к простому начертанию знака фломастером на куске дерева, отпиленном от разделочной доски. В нём можно выделить три составляющие: «знак», «рецепт», «заговор».
"Знак"
Думаю, тут всё понятно. Аккуратно перерисовываем гальдрастав из источника. На нюансах типа «в книге одна линия отходит от другой под углом в 45°, а у меня получилось 30°; будет работать?» останавливаться не буду, ибо это извечный предмет философских споров. Замечу только, что желательно всё рисовать как в оригинале, хотя некоторые знаки немного отличаются от источника к источнику. Возможно, это связано с тем, что подобные знаки довольно часто перерисовывались из рукописи в рукопись, и при этом могли быть по невнимательности несколько изменены.
"Рецепт"
А вот тут не всё так просто. Большинство гальдраставов сопровождаются описанием, в котором указывается, чем нужно рисовать или вырезать знак, на чём это делать, когда и прочее. Если «рецепта» нет – вероятно, его просто не указали в данном источнике, однако в более ранних рукописях он, скорее всего, найдётся.
Ещё нужно отметить, что рецепты бывают довольно разные по сложности. Одни сводятся к рисованию знака на бумаге, другие требуют поистине неописуемого браконьерства и живодёрства с уничтожением чёрных воронов, котов, редких видов птиц ради добычи заветных ингредиентов. Как вам, к примеру, рекомендация смешать свою кровь, взятую из разных пальцев, с кровью, взятой из сердца живого ворона (как это сделать – ума не приложу, разве что иглой пунктировать какую-либо камеру сердца и молиться, чтобы ворон не помер от асистолии или аритмии до конца ритуала), получившуюся смесь расплавить с мозгом ворона (видимо, вороны надолго вас запомнят, и, пролетая над вашей головой, будут нещадно мстить за гибель своих родичей) и частями человеческого желудка (похоже, вам придётся хорошо подружиться с патологоанатомами или хирургами, выполняющими резекции желудка)? Если не впечатляет, можете ещё погуглить «науброук». Думаю, не нужно объяснять, что это я привожу в качестве иллюстрации, без всякого призыва к подобным действиям. На всякий случай отмечу, что подобную «экзотику» я не практикую, да и никому не рекомендую.
Но что же делать, если так хочется провернуть ритуал, а «дятел нужной вам окраски отсутствует во всех зоопарках вашего города»? В подобных ситуациях можно использовать таблицы оккультных соответствий (если не знаете что это такое – обязательно найдите и научитесь пользоваться, весьма полезная вещь). Правда, с некоторыми оговорками. Дело в том, что эти таблицы приспособлены под использование в ключе Западной Традиции (т.е. греко-римская мифология, птолемеевская астрология, 4 стихии и т.д.). Скандинавская же мифология весьма отлична от греческой и римской, и провести планетарно - божественные соотношения ой как не просто. Непросто дело обстоит и по отношению к стихиям. Уверенно можно выделить только две – огонь Муспельхейма и лёд Нифльхейма. Однако, если вам знакома скандинавская мифология, то вы наверняка знаете, что данные миры – это обитель ётунов (великанов), асы в данных мирах «не проживают». Т.е. опять привязать богов к стихиям мы не можем. Ётуны же являются хтоническими сущностями, а подобные силы никогда не появлялись в таблицах оккультных соответствий. Не появлялись по двум простым причинам: во-первых, поклонение им завершилось задолго до возникновения подобных таблиц; а во-вторых, единственное, что просили у таких сил – избавить человечество от своего разрушительного внимания. Как Вы уже, наверное, поняли - «подогнать» магию Северной Традиции под таблицы оккультных соответствий Западной Традиции, является совсем не простым делом, которое требует, как минимум, хорошего знания мифологии. На этой неоптимистичной ноте, пожалуй, завершим часть, посвящённую «рецепту», и перейдём к последнему элементу нашего ритуала.
"Заговор"
Своеобразное заклинание либо обращение к силам, заставляющее знак работать. В большинстве источников заговор отсутствует, однако он также является обязательным элементом. Почему? Да хотя бы потому, что само слово galdur («чары»), присутствующее в названии этой группы знаков, происходит от глагола gala («петь»). Т.е. уже название знака намекает на то, что его применение должно сопровождаться неким речевым сопровождением. Вообще, сама исландская магия имеет очень много элементов, носящих именно вербальный характер. В дошедших до нас исландских легендах, читая заклинания, колдуны поднимают драугов из могил либо загоняют разбушевавшихся мертвецов обратно, составляют специальные «поэмы-экзорцизмы» для противостояния нечистому и его свите и т.д. Даже слово «руны», вопреки укоренившемуся мнению, обозначает некий графический символ только несколько последних веков, а ранее имело смысл «тайна», «шептать». Поэтому – да, заговор является обязательным элементом.
Встаёт вопрос – как быть, если заговор такая нужная часть, а её нет? Вы удивитесь, но есть источник, откуда можно извлечь недостающую деталь. Старшая Эдда. Именно там можно подобрать подходящие строки для каждого конкретного случая. Особенность Старшей Эдды в том, что строфы пронумерованы, и вы можете с помощью этой нумерации найти эту же строфу на языке оригинала, который тоже есть в сети.
Что делать, если подобрать нужный отрывок не получается? На мой взгляд, в «Прорицании вёльвы» присутствует «универсальная строфа», которую можно использовать практически в любой ситуации:
Русский
Исландский
19) Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое
влагою мутной;
росы с него
на долы нисходят;
над источником Урд
зеленеет он вечно.
19) Ask veit ek standa,
heitir Yggdrasill,
hár baðmr, ausinn
hvíta auri;
þaðan koma döggvar,
þærs í dala falla,
stendr æ yfir grænn
Urðarbrunni.
Ясень Иггдрасиль является важнейшим элементом скандинавской мифологии. Три корня этого Древа находятся во владении различных сил, соединяя их между собой; у этих корней находится источник Мимира, в котором сокрыты знания и мудрость; у этих корней норны судят судьбы людей; на этом Древе висел Один, пронзённый копьём, чтобы постичь руны. Данная строфа – это, своего рода, утверждение о принадлежности к Традиции, и, на мой взгляд, может использоваться как «универсальный заговор». Естественно, читая эти строки, крайне желательно и правда иметь представление о скандинавской мифологии, хотя бы на уровне статей из Википедии. Замечу, что всё же лучше подыскивать конкретный заговор под конкретный гальдрастав.
На этом основная часть статьи подходит к концу. Остановлюсь лишь на нескольких вопросах, которые, вероятно, возникли у вас за время чтения статьи.
- Я ведь не могу переводить рукописи. Есть ли нормальный источник?
Есть. Один из лучших – официальный сайт музея исландского колдовства и чёрной магии. Да, есть такой музей. Сам сайт на английском языке, и «рецепты» к большинству знаков также даны на нём, изредка на исландском. Ссылка.
Также, замечательно будет, если вам удастся найти книгу под названием «Tvær galdraskræður». Источников на самом деле полно, просто нужно уметь искать, а не хватать то, что плавает на поверхности.
- Можно ли изготавливать амулеты со знаками, оказывающими положительный эффект (удачи и др.), наносить на себя, если нет нужных материалов?
Нужно применять так, как это описано в «рецепте». Но если уж решили делать амулет – соблюдайте элементарные правила (в первую очередь – «чистый» материал, т.е. за основой идём куда-нибудь в лес, срезаем ветвь и т.д.). Применять желательно один раз, затем отложить. В случае если опять понадобится – взять и «заговорить» заново. Наносить на себя не желательно, но в ситуации когда эффект нужен здесь и сейчас – допускается. А вот делать татуировки крайне не рекомендую.
- Читать заговор лучше на исландском или на русском?
Конечно, лучше на исландском. Будет вообще замечательно, если вы детально разберётесь с переводом, произношением, и такой занятной штукой как аллитерационный стих. Хотя на русском тоже приемлемо.
Как вы могли заметить, работать в Традиции не так уж и просто. Однако подобная практика даёт возможность прикоснуться к настоящей этнической магии, которая практиковалась в течение многих веков. Работа с источниками, изучение истории, культуры и мифологии даст вам множество новых и уникальных знаний, которые вы сможете применять на практике, даст возможность почувствовать, чем жили и дышали люди того времени, научит мыслить критически и не даст пребывать в иллюзиях многих современных авторов. Вот, пожалуй, и всё. Надеюсь, изложенный здесь материал окажется для вас полезным.
Dixi, 2016 г.
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!