Просмотров - 1 401
20-12-2023, 00:32
Изучая законы физики в школе, мы вряд ли задавались вопросом, отчего они выглядят именно так, а не иначе? Антропный принцип утверждает, что если бы они были хоть чуть-чуть иными, то не было бы ни нас, ни жизни на Земле, ни самой Земли... Источник - Эзотерика. Живое Знание
Читайте также - Для того, чтобы поднять настроение и зарядиться положительной энергией на целый день рекомендуется смотреть красивые картинки, поделки, про интерьер и дачный дизайн в фотографиях, про животных, насекомых, рыб, разнообразие флоры, фауны и многое другое -
Раздвижной фартук на кухне посмотреть.
«Не только мышление не может существовать без материи (это признает всякий материалист…), но и материя не может существовать без мышления»
Э. В. Ильенков
Человеку свойственно воспринимать себя отделённым от физической реальности, в которую он всецело погружен, а законы, управляющие этой реальностью, — принимать как данность. Но так было не всегда. История появления и развития Астрологии, например, показывает, что стремление человека к познанию своей связи с космосом неистребима и корнями уходит в глубокую древность. Но лишь в ХХ веке эти связи получили научное подтверждение в Антропном принципе, а интерпретация последнего с позиций квантовой онтологии доказала нелокальную связь человечества с активным Мировым Разумом. Эту связь греческий философ, писатель и православный богослов Христос Яннарас называет «приглашением к коэволюции».
«
Хорошо забытое. Комплексное время и троичность мироздания. Часть 18» мы отмечали её исторические корни в мифологиях и религиях, а также обсуждали её с позиций комплексного времени в контексте транзакционной интерпретации квантовой физики. Здесь мы возвращаемся к этой идее для объяснения феномена антропоморфности человеческого познания в целом и интерпретации Антропного принципа как неизбежного следствия этого.
Под «Антропоморфизмом» – (греч. anthropos «человек» и morphe «вид, форма») принято понимать использование внешних качеств человека с целью описания качеств сущностей, неподдающиеся прямым наблюдениям. Так, в большинстве мифологий и монотеистических религий божества и представители низших этажей духовной иерархии антропоморфны. Однако антропоморфизм свойственен не только мифологии, но и науке. Например, древнерусские меры длины — сажень, аршин, локоть, и т. п. — тесно связаны с человеческим телом. То же самое можно найти в древних мерах веса и объема. Более того, в абстрактном языке математики, обслуживающем весь пантеон точных наук, также закодирован антропоморфизм. Так, основная десятеричная система счисления, отражает особености человеческого тела (число пальцев на обеих руках) и психологию восприятия. В нем неявно присутствует аспект фокусировки внимания на первичных признаках, объединяющих объекты подсчета в единую категорию и игнорирования всех вторичных признаков. Например, когда пастух подсчитывает общее число овец в стаде, он пренебрегает индивидуальными их особенностями. Более того, язык математики кодирует и то, что невыразимо обычным языком. Ярчайший пример этого — мнимые числа. Немецкий математик XVII-го века Готфрид Лейбниц, один из изобретателей комплексных чисел, называл их мнимые компоненты «утонченным и восхитительным прибежищем святого духа».
На глубинном структурном уровне антопоморфизм языка пронизывает принципы эмпирической науки неявным образом. Согласно одному из отцов-основателей квантовой физики Нильсу Бору, «Эксперимент лишь тогда является эмпирической базой науки, когда выводы из него могут быть оформлены в виде разделяемого знания». Очевидно, речь идёт о достижении смыслового консенсуса как в описании эксперимента, так и в понимании его результатов. Именно на этом консенсусе основана «повторяемость результатов» и выстраивание на этом основании «причинно-следственных» связей, как опорных балок всей эмпирической науки. Если использовать строгий язык феноменологии, то это означает представительство (участие) человека в «объективном» физическом мире со всеми его законами, постулатами, описаниями и объяснениями.
Ничего удивительного в антропоморфизме науки нет. Действительно, познавая окружающую себя «материю, данную нам в ощущениях», человек фактически исследует своё перцептивное поле, усиленное и спектрально расширенное за счет приборов измерения. Отделение себя от объекта познания происходит бессознательно, поскольку человек от рождения погружен в ловушку двойственного мировосприятия . Само же познание вшито в схему восприятия, основанного на опережающем отражении действительности (подробнее об этом в книгах и статьях академика П. К. Анохина). Таким образом, как и любой живой организм, человек познает мир с первого вздоха своего появления в нём. Другое дело, что включение наблюдателя в наблюдаемое (познание мира через самопознание) требует трансформации мировосприятия от эгоцентричного к мироцентричному. Классическая же наука, как социальный феномен, является продуктом актуализации человеческого существа как части того физического мира, который она изучает. Поэтому она остаётся сугубо эгоцентричной и неявно антропоморфной.
Естествоиспытатели архаичных времен — шаманы, маги и прочие колдуны — познавали окружающий мир, используя себя в качестве измерительного прибора. С появлением эмпирической науки и Ньютоно-Картезианской парадигмы механистичности в XVII-м веке такой способ познания был предан анафеме как пережиток «тёмных времен». Пионерами возрождения идеи самоотражающегося через человека Мирового Разума и трансформирования двойственной схемы познания в целостную (включающую наблюдателя в поле познания) уже в наш «просвещенный век» были уже упомянутые философы и квантовые физики. Немецкий философ Мартин Хайдеггер так образно сформулировал вопрос о сопричастности человека с Мировым Разумом: «Можем ли мы петь и танцевать перед лицом бездушной, независящей от нас и не влияющей на нас Вселенной?» Ответ был им найден в древнейших духовных прозрениях человечества. Он сводится к тому, что без человека мир вокруг был бы немым и что «его речь» наполняет человеческое сознание смыслом, а голос — звучанием. Американский квантовый физик-теоретик Джон Арчибальд Уиллер, отталкиваясь от транзакционной интерпретации квантовой физики и концепции Д. Бома о холодвижении пришел к идее «Вселенной со-творчества» . Он представляет глобальный процесс становления физической реальности (действительности) в масштабах от микромира до космоса, как активный диалог (интерфейс) между разумом человека и природы (Мировым Разумом). Действительность по Уиллеру не статична, она реализуется как эволюционирующий комплекс смыслов (значений), постепенно проявляющийся во взаимообмене вопросов и ответов, которые человек, как субъект познания, адресует к Мировому Разуму, получая от объекта своего познания ответы. Так, в этом активном сопряжении, в массовом сознании консенсуса формируется то, что называется законами физической реальности (природы). По мере уточнения вопросов все более точные и полные ответы становятся возможными и все более глубинные смыслы — доступными. Уиллер приводит для пояснения своей идеи простую аналогию с игрой «Угадай задуманное слово» с использованием логики ответов «Да» или «Нет». В этой игре команда «дознавателей» должна отгадать слово задуманное «придумщиком», сопоставляя его ответы на последовательность их уточняющих вопросов.
Эта аналогия хороша тем, что выводит нас на важнейшее гносеологическое следствие идеи самоотражающегося через человека Мирового Разума. Допрос ни к чему не приведёт, если слово изначально не было задумано точно так же, как у физики людей с планеты Земля не сложатся физические законы, если в их основе не было изначального замысла в появлении людей!
Изучая законы физики в школе, мы вряд ли задавались вопросом, отчего они выглядят именно так, а не иначе? Антропный принцип утверждает, что если бы они были хоть чуть-чуть иными, то не было бы ни нас, ни жизни на Земле, ни самой Земли. Источник - Эзотерика. Живое Знание Читайте также - Для того, чтобы поднять настроение и зарядиться положительной энергией на целый день рекомендуется смотреть красивые картинки, поделки, про интерьер и дачный дизайн в фотографиях, про животных, насекомых, рыб, разнообразие флоры, фауны и многое другое - Раздвижной фартук на кухне посмотреть. «Не только мышление не может существовать без материи (это признает всякий материалист…), но и материя не может существовать без мышления» Э. В. Ильенков Человеку свойственно воспринимать себя отделённым от физической реальности, в которую он всецело погружен, а законы, управляющие этой реальностью, — принимать как данность. Но так было не всегда. История появления и развития Астрологии, например, показывает, что стремление человека к познанию своей связи с космосом неистребима и корнями уходит в глубокую древность. Но лишь в ХХ веке эти связи получили научное подтверждение в Антропном принципе, а интерпретация последнего с позиций квантовой онтологии доказала нелокальную связь человечества с активным Мировым Разумом. Эту связь греческий философ, писатель и православный богослов Христос Яннарас называет «приглашением к коэволюции». «Х орошо забытое. Комплексное время и троичность мироздания. Часть 18» мы отмечали её исторические корни в мифологиях и религиях, а также обсуждали её с позиций комплексного времени в контексте транзакционной интерпретации квантовой физики. Здесь мы возвращаемся к этой идее для объяснения феномена антропоморфности человеческого познания в целом и интерпретации Антропного принципа как неизбежного следствия этого. Под «Антропоморфизмом» – (греч. anthropos «человек» и morphe «вид, форма») принято понимать использование внешних качеств человека с целью описания качеств сущностей, неподдающиеся прямым наблюдениям. Так, в большинстве мифологий и монотеистических религий божества и представители низших этажей духовной иерархии антропоморфны. Однако антропоморфизм свойственен не только мифологии, но и науке. Например, древнерусские меры длины — сажень, аршин, локоть, и т. п. — тесно связаны с человеческим телом. То же самое можно найти в древних мерах веса и объема. Более того, в абстрактном языке математики, обслуживающем весь пантеон точных наук, также закодирован антропоморфизм. Так, основная десятеричная система счисления, отражает особености человеческого тела (число пальцев на обеих руках) и психологию восприятия. В нем неявно присутствует аспект фокусировки внимания на первичных признаках, объединяющих объекты подсчета в единую категорию и игнорирования всех вторичных признаков. Например, когда пастух подсчитывает общее число овец в стаде, он пренебрегает индивидуальными их особенностями. Более того, язык математики кодирует и то, что невыразимо обычным языком. Ярчайший пример этого — мнимые числа. Немецкий математик XVII-го века Готфрид Лейбниц, один из изобретателей комплексных чисел, называл их мнимые компоненты «утонченным и восхитительным прибежищем святого духа». На глубинном структурном уровне антопоморфизм языка пронизывает принципы эмпирической науки неявным образом. Согласно одному из отцов-основателей квантовой физики Нильсу Бору, «Эксперимент лишь тогда является эмпирической базой науки, когда выводы из него могут быть оформлены в виде разделяемого знания». Очевидно, речь идёт о достижении смыслового консенсуса как в описании эксперимента, так и в понимании его результатов. Именно на этом консенсусе основана «повторяемость результатов» и выстраивание на этом основании «причинно-следственных» связей, как опорных балок всей эмпирической науки. Если использовать строгий язык феноменологии, то это означает представительство (участие) человека в «объективном» физическом мире со всеми его законами, постулатами, описаниями и объяснениями. Ничего удивительного в антропоморфизме науки нет. Действительно, познавая окружающую себя «материю, данную нам в ощущениях», человек фактически исследует своё перцептивное поле, усиленное и спектрально расширенное за счет приборов измерения. Отделение себя от объекта познания происходит бессознательно, поскольку человек от рождения погружен в ловушку двойственного мировосприятия . Само же познание вшито в схему восприятия, основанного на опережающем отражении действительности (подробнее об этом в книгах и статьях академика П. К. Анохина). Таким образом, как и любой живой организм, человек познает мир с первого вздоха своего появления в нём. Другое дело, что включение наблюдателя в наблюдаемое (познание мира через самопознание) требует трансформации мировосприятия от эгоцентричного к мироцентричному. Классическая же наука, как социальный феномен, является продуктом актуализации человеческого существа как части того физического мира, который она изучает. Поэтому она остаётся сугубо эгоцентричной и неявно антропоморфной. Естествоиспытатели архаичных времен — шаманы, маги и прочие колдуны — познавали окружающий мир, используя себя в качестве измерительного прибора. С появлением эмпирической науки и Ньютоно-Картезианской парадигмы механистичности в XVII-м веке такой способ познания был предан анафеме как пережиток «тёмных времен». Пионерами возрождения идеи самоотражающегося через человека Мирового Разума и трансформирования двойственной схемы познания в целостную (включающую наблюдателя в поле познания) уже в наш «просвещенный век» были уже упомянутые философы и квантовые физики. Немецкий философ Мартин Хайдеггер так образно сформулировал вопрос о сопричастности человека с Мировым Разумом: «Можем ли мы петь и танцевать перед лицом бездушной, независящей от нас и не влияющей на нас Вселенной?» Ответ был им найден в древнейших духовных прозрениях человечества. Он сводится к тому, что без человека мир вокруг был бы немым и что «его речь» наполняет человеческое сознание смыслом, а голос — звучанием. Американский квантовый физик-теоретик Джон Арчибальд Уиллер, отталкиваясь от транзакционной интерпретации квантовой физики и концепции Д. Бома о холодвижении пришел к идее « Вселенной со-творчества » . Он представляет глобальный процесс становления физической реальности (действительности) в масштабах от микромира до космоса, как активный диалог (интерфейс) между разумом человека и природы (Мировым Разумом). Действительность по Уиллеру не статична, она реализуется как эволюционирующий комплекс смыслов (значений), постепенно проявляющийся во взаимообмене вопросов и ответов, которые человек, как субъект познания, адресует к Мировому Разуму, получая от объекта своего познания ответы. Так, в этом активном сопряжении, в массовом сознании консенсуса формируется то, что называется законами физической реальности (природы). По мере уточнения вопросов все более точные и полные ответы становятся возможными и все более глубинные смыслы — доступными. Уиллер приводит для пояснения своей идеи простую аналогию с игрой «Угадай задуманное слово» с использованием логики ответов «Да» или «Нет». В этой игре команда «дознавателей» должна отгадать слово задуманное «придумщиком», сопоставляя его ответы на последовательность их уточняющих вопросов. Эта аналогия хороша тем, что выводит нас на важнейшее гносеологическое следствие идеи самоотражающегося через человека Мирового Разума. Допрос ни к чему не приведёт, если слово изначально не было задумано точно так же, как у физики людей с планеты Земля не сложатся физические законы, если в их основе не было изначального замысла в появлении людей!
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!