Общество потребления на пути к обнулению. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
Никто не дивится своей ненасытности, а всяк считает ее своим неотъемлемым правом, не думая о том, что односторонность душевной диеты ведет в результате к самым тяжким нарушениям нормы. Вот почему болен человек Запада, и он не успокоится, пока не заразит своей алчной неутомимостью весь мир.
К. Г.Юнг
Операция "Тотальная цифровизация" .
Так работает древняя схема «подсаживания» на удовольствие, которое очень скоро становится жизненной потребностью. Все, что человек способен употребить вовнутрь, начиная от «кока-колы» и заканчивая идеей торжества «истинной демократии», становится товаром, приносящим прибыль творцам общества потребления. А все, что потенциально способно приносить прибыль, — должно стать потребностью. Технический прогресс во всех сферах: от пищевой промышленности до информационных технологий - призван лишь расширять сферу услуг. Так организм системы тотального потребления, на которой зиждется крупный бизнес, пополняется свежей кровью. В стремительно расширяющуюся сферу потребления попадают немыслимые прежде наименования: сочувствие («психолог по телефону доверия»), дружба («Друг на час»), любовь («Мы скрасим ваше одиночество!»). Как не вспомнить здесь слова Джона Уайтхэда, специалиста по конституционному праву США, писателя и основателя организации The Rutherford Institute: «Люди, мы в беде! Мы живем в мире фантазий, тщательно созданном для того, чтобы он напоминал представительную демократию... Цель этой хитроумной штуковины заключается в сохранении власти корпоративного полицейского государства. А публичная политика — это игра, насмешка, отвлечение внимания, и спектакль...».
Как такая подмена понятий и ценностей могла пройти незамеченной и не вызвать гражданский протест?
Вспомним, что к манипулированию общественным сознанием были подключены не просто щедро финансируемые психологи, но целые институты и профильные группы социологов, маркетологов и психотерапевтов. Их задача состояла в том, чтобы подменить личность, как набор индивидуальных черт характера, набором общепринятых символов, который однозначно определяет ее в виде некой модели индивида (заранее заготовленного шаблона из списка шаблонов). Например: «Преуспевающий бизнесмен», «Сексопильный мачо», «Креативный менеджер» и т. п.
Из возрастной и социальной психологии известно, что наиболее уязвим для манипулирования возраст 14 — 28 лет, охватывающий период от наступления половозрелости до личностного рождения. Это время отработки «социосексуальной» программы человеческой психики, которая предшествует программе личностного рождения. Именно здесь максимально укрепляется эго, формируются идеалы, зреют стремления к самореализации, подчеркиванию своей уникальности, к свободе волеизъявления и т. п. Все это происходит на высоком гормональном фоне при постоянно мощном тонусе энергии выживания и либидо, питающих человеческий организм через открытые нижние чакры. Не стоит большого труда убедить незрелого еще индивида в том, что ему проще выбрать свой стиль из списка имеющихся, чем тратить время на копание в себе «в поисках Америки» и в результате «опоздать к раздаче». Поможет в этом и бурлящая в нем физиология, и все ускоряющийся темп его жизни, и «культурная недостаточность», характерная для этого возраста, и, наконец, все расширяющийся «ассортимент стилей» при относительно высоком уровне доходов этого возрастного слоя общества. Кстати, три последних фактора вполне контролируемы со стороны тех, кто заинтересован в успехе манипуляции. Дальше в понятие «стиль», помимо внешней атрибутики, незаметно включается жизненные идеалы, приоритеты и ценности. Очень помогают правила психологического влияния Р. Чалдини, кратко описанные выше. В современном информационном обществе, многократно прошитом социальными сетями, любые манипулятивные вбросы распространяются со скоростью пожара по сухой траве.
Так подрастающее поколение социализируется под умелую диктовку опытных дирижеров в духе тотального потребительства и отказа от внутреннего пути познания истины. Так эра товарного изобилия в паре с системой неявного психического торможения человека-покупателя порождает общество потребителей. Только контроль и «администрирование» жизни теперь уже осуществляется не явно, из некоего центра власти, но скорее путем скрытых механизмов манипулирования, структурирующих социум.
Возвращение к целостности.
Труднее всего распознать свой собственный сбой на этом пути, ибо сказано было: «В чужом глазу соломинку видит, а в своём — бревна не замечает». Врата в потребительский рай широки и незаметны, а спуск в него приятен и манящ. Как упредить такой сбой?
Во-первых, нужно ограничивать свое пребывание в зоне потенциально опасной на воздействие со стороны технологий искусственного интеллекта: социальные сети, интернет магазины, рекламные видео и Интернет в целом. Вот несколько фактов со ссылкой на доклад 2024-го года Тристана Харрис и Азы Раскин, специалистов по этике технологий. С февраля 2024 года каждый компьютер, оснащённый операционной системой Windows 11, имеет минимум одну точку доступа к искусственному интеллекту. Если уровень охвата в сто миллионов пользователей сетью «Facebook» (запрещена в России) был достигнут за 4 года, «Instagram» (запрещена в России) вышел на этот уровень за 2 года, то новоявленный «умный подсказчик» Alpha-Persuade достиг такого охвата за 2 месяца. Уже сегодня аудитория «умного мессанджера» Snap-chat в возрасте меньше 25-ти лет существенно превышает 100 миллионов человек. Все это обилие щупалец со стороны гигантского псевдоинтеллектуального спрута незаметно и необратимо втягивает пользователей его мягких услуг в «тотальное обнуление» собственного критического мышления, человеческих чувств и совести...
Во-вторых, следует внимательно присмотреться к своему социальному окружению и, прежде всего, — в информационной сфере. Все выше перечисленные атрибуты общества потребления достаточно отчетливо проявляются через средства массовой информации. Но не только через них. Темп жизни, ее психологическая напряженность, наполнение информационного поля в новостном и культурном контекстах (мемы), все это в той или иной степени дополняет картину.
В-третьих, следует подвергнуть инвентаризации достигнутые рубежи и стоящие цели собственного жизненного пути, стараясь отделять желаемое от действительного. Последнее намного сложнее, поскольку субъективность порождает самообман. Тем не менее, существуют косвенные признаки, которые помогают ориентироваться на трассе своего жизненного пути восхождения. Так, на определённом рубеже психической зрелости соблазны гедонизма теряют силу, а уловки манипуляторов становятся очевидными. Полезно проверять себя на отрыв от благ цивилизации, таких как новостные программы СМИ, Интернет, различные мобильные сети связи, кредитование, услуги по доставке и т. п. Вообще временное (хотя бы на несколько дней) погружение себя в условия естественной, а не искусственной природы психически неизменно оздоравливает. Понятно, что городской человек, привыкший к электрическому свету вместо костра и теплому душу вместо ручья, будет испытывать известный дискомфорт на удалении от городов, мобильных сетей связи, в условиях дикой природы. Весь вопрос в глубине его зависимости от благ цивилизации. Если даже кратковременный отрыв от них вызывает в нем шок и панику, то дело плохо. Если же, наоборот, в условиях естественной природы, человек чувствуете себя свободнее и как будто возвращается к чему-то радостному и первородному, то его привязанность к «благам» пока еще не носит фатального характера. В городских условиях полезно провести мониторинг своего обычного дня, не упуская мельчайших деталей. Очень важно оценить, хотя бы приблизительно, процент автоматических действий, шаблонных реакций, следованию в потоке масс или стоянию в пробке этого потока. Как правило, многократно повторяемые действия, эмоции и мысли не отягощены осознанностью. Пребывая в них, человек выпадает из своего «здесь и сейчас», т. е. не живет в метафизическом смысле этого слова. Неслучайно, все духовные практики от дыхательных упражнений до медитативных техник, ориентированы на возвращение человека к переживанию бытия в настоящий момент.
Осознание механичности своего поведения, шаблонности мышления, бесконтрольности эмоций — первый и очень важный шаг в сторону от окончательного погружения в трясину «потребительского рая» и повороту в направлении актуализации своей духовной самости. Поскольку именно это направление предусмотрено природой в качестве естественного пути развития человеческой психики, то отклонения от него проявляются в форме расстройств психики, а затем (если не помогает) и соматики. Подавленное состояние, депрессия, беспричинная агрессия либо, наоборот, апатия с потерей интереса к жизни — таков типичный психологический фон все ускоряющейся жизни современного городского человека, погруженного в искусственную природу общества потребления.
В этом контексте психологические кризисы взрослости, включая кризис становления личности (особенно кризис середины жизни), можно и нужно рассматривать как спасительные возможности прекратить дрейф в сторону окончательного душевного окоченения и вернуться на путь личностного развития и духовного пробуждения. Как часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда только глубочайший экзистенциальный кризис либо несчастный случай, выбрасывающий человека на грань физического выживания, заставляют его переоценить всю предыдущую жизнь и внутренне переродиться, поставив духовные ценности во главу угла! Об этом написано немало книг и статей. Мы адресуем здесь читателя к замечательной, во многом автобиографической книге Кристины Гроф «Жажда целостности. Наркомания и духовный путь». Менее эмоционально, но более системно об этом пишет Бёркэн Толли в своей книге «Экстремальная духовность».
Однако не стоит дожидаться кризиса! Прохождение его всегда болезненно, а последствия — не всегда благоприятны. Тех же результатов, пусть не с такой скоростью, но можно добиться обычными медитативными практиками, дыхательными упражнениями или просто разворотом своей повседневности в сторону регулярных погружений себя в естественную природу или настоящее искусство. Никогда не поздно осознать себя дрейфующим в общем потоке масс к вратам потребительского рая, за пределами которого пробуждение к духовно жизни оказывается уже невозможным. Осознав этот дрейф, человек способен включить в себе метапрограммы эволюции психики, данные ему от природы.
Как было отмечено выше, наиболее уязвимой частью общества, подверженной манипулированию сознания на бытийном уровне, является молодежь. Особенно беззащитны перед создателями и исполнителями мыслимых и немыслимых человеческих желаний дети. Что можно порекомендовать родителям или взрослым, выполняющим функции наставников в качестве прививки от психической эпидемии тотального потребительства?
Основным полем деятельности ребенка в дошкольный период является игра. Именно на игры направлен фокус изобретения и производства бесконечного разнообразия вариантов «детского счастья». Фокус этот нацелен, как мы понимаем не на детей, но на родителей, точнее — на их кошелек. В век компьютерных технологий бум виртуальных утех зашкаливает. Цинизм создателей виртуальной игровой реальности поражает воображение. Чем ближе суррогат действительности к тому, что детский ум принимает за реальность, тем круче игра и успешней ее продажи. Продавцов виртуального счастья совершенно не тревожит жесткость сюжетов, травмирующих детскую психику. В ход идут генераторы ужасов и жестокостей, от которых содрогнулся бы любой взрослый человек. Обнажим столько клыков и нальем столько крови, сколько нужно для выхода «игрушки» на вершину рейтинга продаж. А то, что травмы детской психики оборачиваются впоследствии телесными зажимами, блокировками реакций, неврозами и психозами, никого не волнует. Важен сегодняшний рейтинг продаж!
Как противостоять этой бездушной машине генерации и продажи соблазнов?
Во-первых (и это главное!), следует самим являть пример творческой активности, спонтанности и устойчивости к навязыванию бесконечного потребления. Никакая виртуальная реальность не затмит теплоты настоящей любви и чудес настоящей природы! Никакие виртуальные гонки по качеству эмоций и концентрации адреналина в крови не заменят спуска на санках или лыжах со снежных горок. Если нет снега — подойдет тропинка в лесу, лодочка или надувной матрас на реке. Первые впечатления наиболее живучи. Хорошо, когда первыми оказываются впечатления от встречи с естественной, а не с искусственной природой!
Во-вторых, пробуждайте в ребенке желание творить самому. Любое творчество начинается с фантазий. Уходите от пассивного употребления подделок в красочных упаковках. Поощряйте фантазирование, мечты, экспромты. Поверьте, сделанный своими руками и запущенный на нитке в небо воздушный змей или катамаран, склеенный из пластиковых бутылок и пущенный на воду, остаются в памяти на всю жизнь. А загруженные из сети стрелялки, бродилки и страшилки забываются уже на следующий день именно потому, что они не оплодотворены энергиями фантазирования и труда. Расчет торговцев «детским счастьем» прост: у родителей, погруженных в систему тотального потребительства, никогда нет времени. Легче заткнуть рот ребенка электронной соской гаджета, чем пыхтеть с ним над рукотворным корабликом, самолетиком или ракетой. В результате маленький человек привыкает к мысли, что в этом мире свое счастье проще купить, чем создать самому. Тем более, что и выдумывать его не надо. Заботливые рекламы предложат на выбор сотни вариантов в красивых упаковках.
В-третьих, старайтесь не оставлять ребенка надолго один на один с «фабрикой детского счастья». Не успеете оглянуться, как в его лексиконе запестрят словечки из англо-русского сленга, он все труднее будет отрываться от экрана и наушников. Обратите внимание на качество бесконечных мультсериалов, заполняющих эфир детских телевизионных программ, и ужаснитесь ему! Лучше десять раз просмотреть с ребенком экранизацию «Сказки о царе Салтане» Пушкина, или «Снежной королевы» Андерсена, чем бросить его в пасть мульт-шарманки «Шрек навсегда»....
Особняком стоит вопрос покупок и вообще власти денег.
В детской картине мира деньги довольно быстро выходят на передний план, исполняя роль «волшебной палочки». Поскольку в торговых сетях (реальных и виртуальных) сегодня доступно практически все, ребенок перестает мечтать о чуде, и начинает мечтать о богатстве. Здесь нужно как можно быстрее и четче отделить эмоцию радости от акта покупки. Маленький человек должен осознать, что радость, которую он испытывает от купленного ему подарка, не является товаром, но целиком генерируется им и определяется качеством его собственного восприятием. Можно радоваться сущей безделице, когда она желанна, и, наоборот, — можно кукситься, разбрасывая и ломая все новые и новые дорогие игрушки, когда их появление у ребенка ничего ему не стоило. Минимализм в здоровых пределах, безусловно, полезней изобилия компьютерных игр. Кроме того, ребенок должен понять и прочувствовать истинную ценность денег. Хорошо воспитывает в этом смысле собственный опыт зарабатывания или хотя бы накопления требуемой суммы. Это не означает, что нужно переходить со своими детьми на рыночные отношения. Но и приучать их к безлимитным и невозвратным кредитам тоже не стоит. Можно практиковать поощрения любых взятых на себя и выполненных в срок обязательств от уборки своей комнаты до заботы о братьях наших меньших. Причем важно, чтобы эти поощрения не превращались в рутинный трудовой договор. Некоторые родители устанавливают таксу за успехи ребенка в учебе или за выполненный объем домашней работы. Такая практика, как раз приводит к противоположному результату. Ребенок, подсаженный на товарно-денежные отношения, довольно быстро вникает в суть взрослой жизни, где все является товаром. Он просто прекращает учиться или убирать дом. Ведь знания и чистоту можно тоже покупать, тратя на это часть средств полученных от щедрых родителей за демонстрацию успехов в их приобретении! В итоге знания подменяются их символами (отметками, зачетами, дипломами и т. п.) и подросток, социализируясь в общество потребления, полностью утрачивает мотивацию к творчеству и самореализации.
Чем раньше ребенок поймет, что далеко не все можно купить на рынке, тем легче он пройдет опасную пору жизни, когда «притяжение» деньгами способно превратить человека в искусственный спутник золотого тельца. Однажды попав в поле притяжения денег, потом оказывается трудно и даже невозможно сойти со своей круговой орбиты.
Заключение форме притчи
Человек, очнувшись от глубокого сна без сновидений, сканирует содержание своего сознания, не открывая глаз. Первое, что он чувствует — сухость во рту. «Видимо, вчера сильно перебрал...». Не успел он подумать «Хорошо бы выпить холодненького», как в руке его появляется запотевший литровый стакан с ледяным пивом. Выпив его, он открыл глаза, и тут же зажмурил их. От яркого света заболела голова. Не успел он подумать о том, что свет хорошо бы притушить, как на глазах у него появились легкие защитные очки, и картинка мира стала намного мягче. Потом ему захотелось есть, и он получил любимую еду. Потом он подумал о легкой музыке и в его ушах немедленно зазвучал его любимый фокстрот. Так продолжалось долго. Человек не успевал еще оформить свое желание в мысль, как оно тут же реализовывалось в наилучшем виде. Как будто невидимый благодетель знал все его желания лучше него. Наконец, человек не выдержал и неожиданно для самого себя сорвался на крик:
— Да сколько можно! — закричал человек — Позовите начальника! Я так больше не могу!
Немедленно был подан начальник. Учтиво изогнувшись в поклоне, начальник спросил вкрадчиво:
— Чего изволите?
— Я, конечно, понимаю, что я в раю. Но, знаете... Мне уже это все порядком надоело. Нельзя ли мне хотя бы на часик оказаться в аду?
Начальник изогнулся еще более учтиво и ответил, едва удерживая равновесие:
— Но вы в аду, уважаемый!
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!