Просмотров - 1 396
22-12-2023, 00:09
Бывает ли реальность «объективной»? В чем причина того, что тонкие планы бытия скрыты от осознанного восприятия человека? Почему субъективные реальности людей часто не имеют между собой ничего общего? Обо всем этом идет речь ниже. Источник - Эзотерика. Живое Знание
Читайте также - Для того, чтобы поднять настроение и зарядиться положительной энергией на целый день рекомендуется смотреть красивые картинки, поделки, про интерьер и дачный дизайн в фотографиях, про животных, насекомых, рыб, разнообразие флоры, фауны и многое другое -
Неоновые бабочки посмотреть.
«Восприятие — это процесс познания того, как мы познаем».
У. Матурана
Согласно определению из учебника по психологии, восприятие это целостное отражение предметов и явлений объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Такое определение больше подходит к описанию функций прибора, чем живого организма, а тем более человека. В нём, как минимум, две несуразности.
Начнём с «объективной реальности». Задайте себе банальный вопрос: «Какого цвета трава в этой самой реальности?» Подумав хорошенько, вы ощутите холод неизвестности под ложечкой. В самом деле, цвет травы зависит от того, кто на неё смотрит (у человека она зелёная, у собаки — скорее синяя, а муравей вообще её не увидит), и еще от того, чем трава освещена (ночная трава для человека скорее серебристая, а для кошки — жёлтая). И вообще - является ли цвет свойством травы? Скорее уж это свойство восприятия...
Что касается «отражения», то оно подразумевает уравновешивание, стремление к гомеостазу. В неживой природе на локальном уровне её макрообъектов в самом деле царствует третий закон Ньютона. Ничего удивительного в том, что Рефлекторный подход царствует и в науках о живой природе уже больше века. Он прост и удобен, прежде всего, для естествоиспытателя: запусти стимул — смотри за реакцией. Но оказалось, что с Жизнью все хитрее. Согласно принципам неравновесной термодинамики Ильи Пригожина и устойчивого неравновесия Эрвина Бауэра, любая живая система отличается от неживой процессом постоянного ухода от состояния равновесия, эквивалентом которого в биосфере является смерть. Получается, что простое отражение, как попытка компенсировать раздражающий стимул, — путь в никуда. Живая система должна не только и не столько отражать, сколько развиваться, иначе не будет никакой эволюции!
Все становится на свои места, если эволюцию в биосфере рассматривать с позиций функционального анализа, как это предложил академик П. К. Анохин еще в середине прошлого века. В основе восприятия любой живой системой среды своего обитания здесь лежит концепция Опережающего Отражения действительности, которая утверждает обратное Рефлекторному подходу. Согласно Анохину, любая живая система (и человек в том числе) активен в своем сопряжении со средой обитания. Едва появившись на свет, организм начинает реализовывать заложенные в нем эволюцией программы выживания. Его рефлексия — это обратная связь на каждый следующий шаг в достижении цели. При таком развороте восприятие оказывается уже не столько отражением непознаваемой до конца действительности, сколько навигатором в реализации приоритетных потребностей при соприкосновении с нею. Хороший навигатор, прокладывая маршрут, будет обеспечивать не только скорость достижения цели, но и безопасность пути. Учитывая, что любое живое существо, особенно на самом старте своего пути, движется вслепую, безопасность выходит на первый план. Не исключение и человек. Особенно если речь идёт не о его ближайших целях, к которым ведут потребности выживания, а о перспективных — к которым ведут часто смутные и нередко противоречащие выживанию метапотребности духовного пробуждения.
Согласившись с тем, что восприятие есть не столько отражение некой до конца непознаваемой действительности, сколько процесс актуализации эволюционно заложенного потенциала, подчеркнём важное следствие такого толкования. Восприятие это не про познание «объективной реальности», а про успех в выживании и адаптации в активном сопряжении со средой обитания. Причем выживать должно не только тело, но и психика, ибо одного без другого не бывает.
Особенностью человеческого восприятия является его, усиленная разумом, способность к опережающему отражению. В отличие от любого животного, человек способен прогнозировать результат своего активного сопряжения со средой обитания, воздерживаясь от реальных поведенческих шагов. Если ошибка в прогнозе для амёбы будет стоить ей жизни, то человек лишь обогатит свой субъективный опыт. Впрочем, у этого преимущества есть и оборотная сторона. Человек, обладающий абстрактным мышлением неизбежно погружает себя в ловушку двойственного восприятия, где он в течение жизни выстраивает свою субъективную реальность, в которую безоговорочно верит, но от которой, в конечном итоге, ему придется отказаться. Кроме того, средой его обитания служит не только физический план бытия...
Рассматривая человеческое восприятие с таких позиций, следует вписывать его во все тонкие планы бытия, с которыми человек связан энергоинформационным обменом, и от которых на высших уровнях он неотделим квантовой запутанностью. Но тогда окажется, что лишь на низшем (физическом) плане подавляющее большинство людей обладают той, особенностью восприятия, которую мы выделили, как «человеческую» — осознанностью. Ведь даже обмен энергиями между его физическим телом и его эфирным (витальным) прототипом, как правило не осознаётся, хотя происходит он постоянно на протяжении всей жизни материального тела. Более того, именно этот энергетический метаболизм и наполняет организм той жизненной силой, благодаря которой, он живёт и актуализирует свои программы.
Почему так происходит?
Ответ на этот вопрос даёт системный взгляд на человека как на часть биосферы и ноосферы Земли. Как любая живая система, человек реализует в онтогенезе свои эволюционные цели. Пока и поскольку эти цели связаны с его биологическим выживанием, острие его восприятия — внимание — сфокусировано исключительно на материальном плане бытия. По мере выживания и продвижения по пути к духовному пробуждению (если оно происходит), возможности его осознанного восприятия тонких планов бытия смогут расшириться. Насколько человеку удаётся воспользоваться этими потенциальными возможностями, зависит от того, как далеко он продвинется по пути духовного пробуждения. Остановившемуся в своём духовном росте, т. е. неподготовленному психологически человеку, никакие «тонкие материи» не откроются, поскольку это для него будет потенциально опасно. Более того, его активность в психологической адаптации к любой новизне будет лишь снижаться. Природа столь же мудра, сколь и консервативна!
С этой точки зрения предложенное выше понимание восприятия как информационной подушки безопасности для организма остаётся справедливым. Можно констатировать, что человеку как участнику глобального энергоинформационного обмена в его сопряжении со средой на всех уровнях бытия открывается ровно столько, сколько он готов осознать.
в ловушку двойственности и формирование эгоцентричной проекции мировосприятия для любого человека неизбежно в силу того, что он, как любое живое существо, должен в первую очередь выжить. А вот выход из этой ловушки — вопрос не столько времени, сколько пробуждения его высших потребностей и реализации соответствующих программ духовного роста. Последние предполагают активнейшее участие человека, осознающего свои эволюционные метацели.
Если человек духовно пробуждается и активно подключается к этому процессу, то горизонты его восприятия расширяются колоссально. В восточной традиции подобная внутренняя трансформация связана с понятием «просветление», в Нагуализме (Древнем учении Толтеков) — со сдвигом точки сборки и доступом к высшим уровням внимания. В квантовой психологии это состояние ассоциировано с активацией третьей сигнальной системы организма человека, которая открывает его мозгу доступ к прямому (не опосредованному кодами языка) постижению смыслов. Надличностному фокусу внимания становятся доступны нелокальные состояния сознания на уровне тонких тел, для которых в современной культуре нет ни общепринятых объяснений, ни языковых соответствий.
Впрочем, нелокальные состояния свойственны и животным и человеческим младенцам. Это часто приводит к путанице, которую американский философ и духовный гуру Кен Уилбер обозначил как «До/Над заблуждение». Разница между целостным восприятием животного или человеческого младенца и познанием целостности просветлённого человека измеряется двумя сигнальными системами, открытыми И. П. Павловым (первой — основанной на рефлексах и второй — основанной на языке). В первом случае состояние целостности обусловлено отсутствием инструментов абстрактного мышления и, как следствие, — субъектности организма (признаков самосознания). Во втором случае состояние целостности есть результат выхода психики человека из ловушки двойственного мировосприятия. Надличностный уровень восприятия, как любой метасистемный уровень, включает в себя и преодолевает все низшие уровни.
На другом полюсе человеческого восприятия находится субъективная реальность человека, остановившегося в своём личностном развитии на уровне инфанта. Для такого человека все, рассмотренные выше информационные фильтры, которые обеспечивают его психосоматическую безопасность, отрабатывают в максимально жестком режиме редукции. Остающиеся на выходе рамки восприятия настолько сужены и ригидны, что говорить об осознанности такого человека становится трудно. Его субъективный мир это набор ментальных шаблонов. Что касается поведения, то оно вполне предсказуемо и управляемо извне. В этом смысле оно мало чем отличается от системы условных рефлексов животного, объединённых в динамический стереотип его популяции. Для такого человека восприятие из подушки безопасности его психосоматики превратилось в непроницаемый для света пузырь психологической зоны комфорта.
Бывает ли реальность «объективной»? В чем причина того, что тонкие планы бытия скрыты от осознанного восприятия человека? Почему субъективные реальности людей часто не имеют между собой ничего общего? Обо всем этом идет речь ниже. Источник - Эзотерика. Живое Знание Читайте также - Для того, чтобы поднять настроение и зарядиться положительной энергией на целый день рекомендуется смотреть красивые картинки, поделки, про интерьер и дачный дизайн в фотографиях, про животных, насекомых, рыб, разнообразие флоры, фауны и многое другое - Неоновые бабочки посмотреть. «Восприятие — это процесс познания того, как мы познаем». У. Матурана Согласно определению из учебника по психологии, восприятие это целостное отражение предметов и явлений объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Такое определение больше подходит к описанию функций прибора, чем живого организма, а тем более человека. В нём, как минимум, две несуразности. Начнём с «объективной реальности». Задайте себе банальный вопрос: «Какого цвета трава в этой самой реальности?» Подумав хорошенько, вы ощутите холод неизвестности под ложечкой. В самом деле, цвет травы зависит от того, кто на неё смотрит (у человека она зелёная, у собаки — скорее синяя, а муравей вообще её не увидит), и еще от того, чем трава освещена (ночная трава для человека скорее серебристая, а для кошки — жёлтая). И вообще - является ли цвет свойством травы? Скорее уж это свойство восприятия. Что касается «отражения», то оно подразумевает уравновешивание, стремление к гомеостазу. В неживой природе на локальном уровне её макрообъектов в самом деле царствует третий закон Ньютона. Ничего удивительного в том, что Рефлекторный подход царствует и в науках о живой природе уже больше века. Он прост и удобен, прежде всего, для естествоиспытателя: запусти стимул — смотри за реакцией. Но оказалось, что с Жизнью все хитрее. Согласно принципам неравновесной термодинамики Ильи Пригожина и устойчивого неравновесия Эрвина Бауэра, любая живая система отличается от неживой процессом постоянного ухода от состояния равновесия, эквивалентом которого в биосфере является смерть. Получается, что простое отражение, как попытка компенсировать раздражающий стимул, — путь в никуда. Живая система должна не только и не столько отражать, сколько развиваться, иначе не будет никакой эволюции! Все становится на свои места, если эволюцию в биосфере рассматривать с позиций функционального анализа, как это предложил академик П. К. Анохин еще в середине прошлого века. В основе восприятия любой живой системой среды своего обитания здесь лежит концепция Опережающего Отражения действительности, которая утверждает обратное Рефлекторному подходу. Согласно Анохину, любая живая система (и человек в том числе) активен в своем сопряжении со средой обитания. Едва появившись на свет, организм начинает реализовывать заложенные в нем эволюцией программы выживания. Его рефлексия — это обратная связь на каждый следующий шаг в достижении цели. При таком развороте восприятие оказывается уже не столько отражением непознаваемой до конца действительности, сколько навигатором в реализации приоритетных потребностей при соприкосновении с нею. Хороший навигатор, прокладывая маршрут, будет обеспечивать не только скорость достижения цели, но и безопасность пути. Учитывая, что любое живое существо, особенно на самом старте своего пути, движется вслепую, безопасность выходит на первый план. Не исключение и человек. Особенно если речь идёт не о его ближайших целях, к которым ведут потребности выживания, а о перспективных — к которым ведут часто смутные и нередко противоречащие выживанию метапотребности духовного пробуждения. Согласившись с тем, что восприятие есть не столько отражение некой до конца непознаваемой действительности, сколько процесс актуализации эволюционно заложенного потенциала, подчеркнём важное следствие такого толкования. Восприятие это не про познание «объективной реальности», а про успех в выживании и адаптации в активном сопряжении со средой обитания. Причем выживать должно не только тело, но и психика, ибо одного без другого не бывает. Особенностью человеческого восприятия является его, усиленная разумом, способность к опережающему отражению. В отличие от любого животного, человек способен прогнозировать результат своего активного сопряжения со средой обитания, воздерживаясь от реальных поведенческих шагов. Если ошибка в прогнозе для амёбы будет стоить ей жизни, то человек лишь обогатит свой субъективный опыт. Впрочем, у этого преимущества есть и оборотная сторона. Человек, обладающий абстрактным мышлением неизбежно погружает себя в ловушку двойственного восприятия, где он в течение жизни выстраивает свою субъективную реальность, в которую безоговорочно верит, но от которой, в конечном итоге, ему придется отказаться. Кроме того, средой его обитания служит не только физический план бытия. Рассматривая человеческое восприятие с таких позиций, следует вписывать его во все тонкие планы бытия, с которыми человек связан энергоинформационным обменом, и от которых на высших уровнях он неотделим квантовой запутанностью. Но тогда окажется, что лишь на низшем (физическом) плане подавляющее большинство людей обладают той, особенностью восприятия, которую мы выделили, как «человеческую» — осознанностью. Ведь даже обмен энергиями между его физическим телом и его эфирным (витальным) прототипом, как правило не осознаётся, хотя происходит он постоянно на протяжении всей жизни материального тела. Более того, именно этот энергетический метаболизм и наполняет организм той жизненной силой, благодаря которой, он живёт и актуализирует свои программы. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос даёт системный взгляд на человека как на часть биосферы и ноосферы Земли. Как любая живая система, человек реализует в онтогенезе свои эволюционные цели. Пока и поскольку эти цели связаны с его биологическим выживанием, острие его восприятия — внимание — сфокусировано исключительно на материальном плане бытия. По мере выживания и продвижения по пути к духовному пробуждению (если оно происходит), возможности его осознанного восприятия тонких планов бытия смогут расшириться. Насколько человеку удаётся воспользоваться этими потенциальными возможностями, зависит от того, как далеко он продвинется по пути духовного пробуждения. Остановившемуся в своём духовном росте, т. е. неподготовленному психологически человеку, никакие «тонкие материи» не откроются, поскольку это для него будет потенциально опасно. Более того, его активность в психологической адаптации к любой новизне будет лишь снижаться. Природа столь же мудра, сколь и консервативна! С этой точки зрения предложенное выше понимание восприятия как информационной подушки безопасности для организма остаётся справедливым. Можно констатировать, что ч еловеку как участнику глобального энергоинформационного обмена в его сопряжении со средой на всех уровнях бытия открывается ровно столько, сколько он готов осознать. в ловушку двойственности и формирование эгоцентричной проекции мировосприятия для любого человека неизбежно в силу того, что он, как любое живое существо, должен в первую очередь выжить. А вот выход из этой ловушки — вопрос не столько времени, сколько пробуждения его высших потребностей и реализации соответствующих программ духовного роста. Последние предполагают активнейшее участие человека, осознающего свои эволюционные метацели. Если человек духовно пробуждается и активно подключается к этому процессу, то горизонты его восприятия расширяются колоссально. В восточной традиции подобная внутренняя трансформация связана с понятием «просветление», в Нагуализме (Древнем учении Толтеков) — со сдвигом точки сборки и доступом к высшим уровням внимания. В квантовой психологии это состояние ассоциировано с активацией третьей сигнальной системы организма человека, которая открывает его мозгу доступ к прямому (не опосредованному кодами языка) постижению смыслов. Надличностному фокусу внимания становятся доступны нелокальные состояния сознания на уровне тонких тел, для которых в современной культуре нет ни общепринятых объяснений, ни языковых соответствий. Впрочем, нелокальные состояния свойственны и животным и человеческим младенцам. Это часто приводит к путанице, которую американский философ и духовный гуру Кен Уилбер обозначил как «До/Над заблуждение». Разница между целостным восприятием животного или человеческого младенца и познанием целостности просветлённого человека измеряется двумя сигнальными системами, открытыми И. П. Павловым (первой — основанной на рефлексах и второй — основанной на языке). В первом случае состояние целостности обусловлено отсутствием инструментов абстрактного мышления и, как следствие, — субъектности организма (признаков самосознания). Во втором случае состояние целостности есть результат выхода психики человека из ловушки двойственного мировосприятия. Надличностный уровень восприятия, как любой метасистемный уровень, включает в себя и преодолевает все низшие уровни. На другом полюсе человеческого восприятия находится субъективная реальность человека, остановившегося в своём личностном развитии на уровне инфанта. Для такого человека все, рассмотренные выше информационные фильтры, которые обеспечивают его психосоматическую безопасность, отрабатывают в максимально жестком режиме редукции. Остающиеся на выходе рамки восприятия настолько сужены и ригидны, что говорить об осознанности такого человека становится трудно. Его субъективный мир это набор ментальных шаблонов. Что касается поведения, то оно вполне предсказуемо и управляемо извне. В этом смысле оно мало чем отличается от системы условных рефлексов животного, объединённых в динамический стереотип его популяции. Для такого человека восприятие из подушки безопасности его психосоматики превратилось в непроницаемый для света пузырь психологической зоны комфорта.
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!