Зона психического комфорта: оазис или западня? Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
"Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья".
А. Шопенгауэр
Повседневная жизнь взрослого человека характеризуется таким признаком, как «устоявшийся жизненный порядок». В контексте социальной психологии он может ассоциироваться со своеобразной зоной психической нормы, в которой ход мыслей и правила поведения подчиняются неким общепринятым шаблонам. С точки зрения же возрастной психологии речь идёт об устоявшейся психосфере жизни, в которой человек не испытывает стрессов. Это зона его психического комфорта, в которой человека окружают предсказуемые, привычные для него события, а любая «новизна» мгновенно находит объяснение с позиции «здравого смысла». Она, подобно уютному и комфортному месту с креслом и мягким светом, не предвещает никаких неожиданностей, расслабляет нашу психику, освобождая ее от возможностей возникновения стресса и фрустрации. Здесь мы можем позволить себе роскошь не напрягаться в поисках решений, в ответах на вызовы, но действовать механически, по привычным для нас и для общества схемам поведения (рутинно, буднично и т. п.). Зону психического комфорта можно представить как своеобразный социальный «аквариум», внутри которого мы чувствуем себя «как дома». Выход за его границы во внешний мир всегда сопряжен со страхом неизвестного. Там, где у человека еще не сформировано рациональное представление и отсутствуют шаблоны поведения, он теряет психическую опору, испытывает тревогу и дезориентацию. Поэтому на страже выхода из зоны психического комфорта в мозгу человека стоит «детектор ошибок» (термин Н. Бехтеревой), который немедленно «бьет тревогу» в том случае, когда привычные ментальные шаблоны не позволяют рационализировать восприятие. Зато внутри этого «аквариума» человеку легко и привычно. Поэтому мы бессознательно стремимся не покидать его пределы, чтобы оградить себя от стрессов, с которыми жизнь постоянно сталкивает нас при погружении в рокочущий и несущийся мир вызовов и испытаний.
Но так ли уж безопасно постоянное пребывание в зоне психического комфорта? Куда приводит её мягкий уют?
третьей сигнальной системы и доступу к прямому знанию. Такой креативный взгляд на кризис и преодоление экстремальной ситуации хорошо согласуется с теорией развития личности, принятой в гуманистической психологии. В ней «Пиковое переживание» (А. Маслоу) или «Экзистенциальное озарение» (К. Ясперс) приобретает ключевое значение, смысл которого в выходе за пределы обыденного сознания и в получении нового уникального опыта. Здесь важно отметить, что только приближение человека к пределам, за которыми для него не существует стереотипов поведения, мобилизует его внутренние силы к переходу на качественно новую ступень мировосприятия. Сам этот переход, невозможен в обыденной жизни, поскольку он никак не мотивируется в зоне психического комфорта, и только экстремальная ситуация становится тем спусковым механизмом, который запускает, потенциальную энергию преобразования, хранящуюся внутри у каждого человека. Очень часто прохождение фаз кризиса выявляет в человеке подчас совершенно неожиданные для него качества и способности. В литературе по психологии накапливается всё больше эмпирических исследований, свидетельствующих о позитивном влиянии экстремальных ситуаций на развитие личности: более яркое восприятие происходящего вокруг, осознание ценности человеческой жизни, актуализация таких качеств, как доброта, терпимость к людям, принятие на себя ответственности за свою жизнь, а также за сохранение жизни у своих близких и на всей планете под названием Земля.
Сторонники гуманистической школы и креативного подхода к интерпретации и преодолению экстремальных ситуаций считают, что эмоции стресса мобилизуют, напряжение различного содержания, такие как тревога, страх, гнев, эйфория, участвуют в процессе приспособления, адаптации человека к кризисным ситуациям. Важно подчеркнуть, что в этих современных подходах человек, попавший в экстремальную ситуацию, уже не рассматривается как жертва обстоятельств, но напротив, — как творец своей судьбы.
Экстремальная ситуация как необходимая предпосылка для развития полноценной личности
Итак, мы ввели в рассмотрение понятие зона психического комфорта как психический аналог гомеостаза, в которой субъективная карта реальности и соответствующее мироощущение уравновешено сигналами, принимаемыми человеком из внешнего мира. В результате находящийся в зоне психического комфорта человек не испытывает ни тревоги, ни фрустрации, ни озабоченности. Мы связали смысл жизни с непрерывным процессом переоценки себя в мире и мира в себе. Мы также определили экстремальную ситуацию как такие жизненные обстоятельства, которые вынуждают человека выйти из своей зоны психического комфорта и предпринять действия для обретения вновь внутреннего равновесия. Наконец, мы связали универсальные реакции, обусловленные стрессом, с природными и благоприобретенными возможностями человека для борьбы и адаптации. Мы убедились, что возврат к прежней зоне психического комфорта, т. е. не преодоление психического кризиса, а попытка адаптации к нему, ведет к деградации личности и связанными с этим расстройствами психики. Напротив, преодоление границ обжитой зоны психического комфорта и адаптация в новой зоне психического комфорта вполне согласуется с программой личностного роста, заложенного в человека самой Природой.
Один из самых наглядных примеров естественного расширения зоны психического комфорта – взросление ребенка. Когда ребенок выходит из чрева матери и оказывается в неизвестной, пугающей реальности, зона комфорта у него, как таковая, еще отсутствует. Со временем, по мере проживания повторяющихся ощущений, его сознание начинает фиксировать «привычное», и ребенок немного успокаивается. Обретая свои первые психические опоры, сознание ребенка создает начальную зону комфорта, в узких рамках которой он ощущает себя в безопасности. Дальнейшее взросление и расширение зоны комфорта для ребенка происходит за счет развития самостоятельности и независимости. Так постепенно формируется новое эго и новая личность. С годами, однако, преодоление зоны психического комфорта становится все более болезненным и длительным процессом, поскольку окрепшее эго человека сопротивляется всякому новому переходу и слому прежних шаблонов и стереотипов. Вопрос, позитивны или негативны последствия новых возрастных кризисов, целиком переходит в смысловую, экзистенциальную плоскость.
Следуя гуманистической школе психологии и данному в ней определению смысла жизни, мы с неизбежностью приходим к позитивной оценке экстремальных ситуаций в жизни каждого человека. Именно они служат пусковым крючком к внутренним преобразованиям человеческой личности, поскольку добровольно вывести себя из состояния психического комфорта взрослому человеку оказывается все труднее, а порой и невозможно. Доказательством этого служат многочисленные примеры инфантилизма, душевной немоты и равнодушия среди взрослого населения земного шара. Человечество, в своем подавляющем большинстве, удобно расположилось в коллективной зоне психического комфорта, где целью жизни стало непрерывное удовлетворение материальных потребностей и продление получения удовольствий. Собственно говоря, именно в достижении подобной тотальной зоны психического комфорта, в которой люди минимально соединены друг с другом и со средой своего обитания, но максимально привязаны к благам цивилизации, состоит цель общества потребления как вершины современной технократической цивилизации.
Уместна аналогия поля гравитации и поля притяжения материальными благами. В обоих случаях это поле тяготения тем мощнее, чем выше совокупная материальная масса. В обоих случаях для отрыва от притяжения гравитирующей массы телу или субъекту общества необходимо набрать определенную энергию отрыва. В случае запуска ракеты эту энергию придает реактивная тяга ракетных двигателей. В случае отрыва человека от притяжения зоной психического комфорта требуются внешние усилия, которые и реализуются экстремальными ситуациями.
Важно то, как сам для себя человек определяет смысл экстремальной ситуации. Если – как кризис, крушение надежд, насильственный отрыв от благополучной и устоявшейся жизненной рутины, то человек неизбежно ощущает себя жертвой. Отсюда и его поведение и эмоциональная реакция на происходящее с ним событие – фрустрация, депрессия, потеря интереса к жизни и т. д., вплоть до суицидального синдрома. Для роли «жертвы обстоятельств» характерен внешний локус контроля, при котором все, что с человеком происходит, есть результат чьего-то злого умысла. В его картине реальности преобладают темные тона, в риторике – осуждение. Экстремальные ситуации, вместо встряхивания такого человека и возврата его к адекватному восприятию реального мира и себя в нем, все глубже проваливают его в зону притяжения и притязания его ненасытного эго. Если же экстремальная ситуация воспринимается человеком как «желанный повод для борьбы и преодоления себя» — то и эмоциональный фон, и последствия стресса для такого человека, безусловно, будут благотворны.
Прекрасное подтверждение позитивного принятия экстремальной ситуации в своей жизни – судьба выдающегося учёного психолога, философа и педагога Виктора Франкла, узника концлагеря времен второй мировой войны. Описывая переживания и поведение людей заключённых, Франкл пишет о той немногочисленной категории людей, которые «никогда не рассматривали лагерную жизнь, как простой эпизод, — для них она была скорее испытанием, которое стало кульминацией их жизни. Об этих людях, во всяком случае, нельзя говорить, что они испытали регрессию; наоборот, в моральном отношении они испытывали прогрессию, претерпели эволюцию — в моральном и религиозном отношении». Он считал, что человек свободен в выборе своего отношения к обстоятельствам жизни. В частности, тяжёлая экстремальная ситуация даёт человеку возможность внутренне возвыситься над самим собой.
Качество и количество невзгод, выпавших на долю разных людей, варьируют в широких пределах. Народная мудрость гласит, что Господь, творя и участвуя в судьбе, дает человеку не больше того, что он способен вынести. С точки зрения науки, разброс в жесткости испытаний обусловлен разным уровнем чувствительности к стрессу у разных людей. Одно и то же событие у слабого и сильного духом человека может вызывать или панику, или радостное предчувствие преодоления. То, что одних возвышает, других способно сломать. В самом деле, как часто мы видим, что «счастливые избранники» и кумиры своего поколения приходят к своим звездным мгновениям, пройдя суровый путь лишений и невзгод!
Отношение к невзгодам как к благодати восходит своими корнями к древнейшим учениям о духовном росте. Так, в Буддизме основой духовного роста считается избавление от привязанностей. Пользуясь введенными определениями и аналогиями, легко интерпретировать учение Будды как способ беспрерывного и безграничного расширения зоны своего психического комфорта или иначе — как избавление своего «я» от привязанности к своему эго, от притяжения материальными и эмоциональными благами. Венцом такой практики должно служить осознанное вхождение в свою физическую смерть, которое, согласно учению Будды, является самым естественным, хотя и не самым простым путем к просветлению.
Выводы
Смысл афоризма Шопенгауэра (эпиграф к статье) о врождённой ошибке человека по поводу счастья как своего жизненного предназначения открывается не сразу и не всем. Тут всё дело в представлении о счастье. Если счастье рассматривать как вечную безмятежность и покой, то будет беда. Безмятежность и покой сопутствуют младенцу в колыбели. Но невозможно оставаться в ней всю жизнь! Взрослеющее тело должно сломать границы, которые сдерживают его рост. Точно так же и с душой, которая требует пробуждения и работы. «Счастье не обязательно пробуждает вас скорее, чем печаль, боль или страдание..., совсем наоборот, оказывается, — пишет Дасс Рам. — Боль и страдания пробуждают вас больше, потому что единственная причина, по которой вы испытываете боль или страдание, — это ваши привязанности».
Рождаемся мы только людскими заготовками, а Человеком в полной мере становимся, лишь преодолев все выпавшие на нашу долю испытания и одновременно отвоевывая у нашего бессознательного все новые «территории», расширяя окно индивидуального сознания. Попутно мы высвобождаем из психических блоков свои страхи и зажимы, становясь все более свободными и осознанными личностями. В этой связи экстремальные ситуации просто необходимы для нашего внутреннего роста и самосовершенствования. А уж уровень экстремальности подбирается по достигнутому духовному росту и силе. Что касается счастья, то оно осознаётся всегда постфактум - как состояние полёта и благодати, как награда за преодоление!
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!