Бабочка души. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
В детстве для меня было важно выглядеть взрослее, чем я есть на самом деле. С годами это не просто ушло, но сменилось на свою противоположность. Подростками мы зачитывались рыцарскими романами Вальтера Скотта и Генриха Сенкевича. Пьянели от романтики авантюрных приключений героев Роберта Стивенсона и Джека Лондона. А кто из нас не играл в трех мушкетеров Александра Дюма?
Потом пришли другие времена и с ними другие герои…
Это нормально! Человек взрослеет, приобретает опыт ошибок и разочарований. Что-то меняется в его картине мира. Вспомните, как меняется окружающий пейзаж в горах. По мере того как вы поднимаетесь выше и выше, вам открываются все новые горизонты, а за ними оказываются еще не виданные дали.
Не верьте тем, кто утверждает, что «так думал всегда». Это или короткая память или лукавство. Человек обречён взрослеть, а значит его точка зрения — постоянно в движении. Как сказал поэт: «на смену миражам приходят рубежи». Меняется и характер. Юношеский максимализм уступает место зрелой взвешенности решений, открытость и доверчивость сменяется броней социальных ролей. Ничего не поделаешь, выживание в природе и социуме требует гибкости от психики. Программы роста человеческого тела прописаны в его генетическом коде – молекулах ДНК. То же и с психикой. Базовые поведенческие программы заложены природой в психику человека еще до его рождения точно так же, как и программы роста и развития его организма (соматики). Роль законов естественного отбора в формировании этих программ долгое время подвергалась сомнению, поскольку психика человека долгое время понималась в психологии как результат социализации. На сегодняшний день эволюционный подход принят в психологии в качестве основополагающего. Его развивают эволюционная психология и психология эволюции. Между ними есть отличие. На первый взгляд – деталь. Но - это та самая деталь, за которой, как утверждал Гюстав Флобер, прячется дьявол!
Обе ветви психологии утверждают, что мотивации поведения человека базируются на законах выживания и развития индивида и всего вида «Homo sapiens». Вот только предназначение человека и способы его эволюционирования определяются по-разному. Эволюционная психология связывает поведенческие особенности отдельного человека, а также социальных групп с наличием встроенных в его геном программ адаптации, большая часть из которых «работает» на уровне подсознания и потому остается невидимой. Психология эволюции также базируется на идее встроенных программ. Вот только выживанием организма в естественной природе и в социуме эти программы не ограничиваются, ибо не в этом психологи эволюции видит конечное предназначение человека. Физически зрелый человек и сформированная в социуме личность – лишь необходимое, но не достаточное условие для вызревания души, которая должна пробудиться в духе или, попросту говоря, — родиться. И вот здесь ключевое отличие — для ее рождения необходимо осознанное подключение самого счастливого обладателя такой возможности – человека. Отчасти «родовыми схватками» могут считаться экзистенциальные кризисы середины жизни, которые заставляют человека задумываться о смыслах, ставят перед ним не бытовые, но бытийные вопросы и порой заставляют впервые всерьез обращаться к трансцендентному началу в себе. Вот только успех «духовных родов» не столь гарантирован, как успех родов телесных, поскольку душу человек вынашивает в течение всей предшествующей её родам жизни, и вариантов выкидыша у него предостаточно. И если такой срыв происходит, то человек не всегда это замечает, а так и продолжает жить по инерции ментально-чувственных шаблонов. Такой человек часто внешне выглядит вполне успешно. Внутреннюю же пустоту он глушит доступным заполнителем экзистенциального вакуума: телесными усладами, адреналином, водкой или другими антидепрессантами.
Обидно, что к рождению ребенка роженицу хоть как-то заранее готовят. Да и при родах ей помогают. А вот с рождением души какая-то тотальная глухота и немота. Вроде как все само собой должно случиться (была куколка и вдруг – бац! – бабочка). Но тот, кто осознал свою ответственность за свой духовный плод, понимает – ЭТО само не произойдет! Чтобы духовно пробудиться и явить на свет осознания душу, нужны непоколебимое намерение и внутренняя работа. Древние сакральные тексты предупреждали об этом, но сегодня они или искажены до неузнаваемости, или забыты. Современные тексты (например, — трансперсональной психологии или психологии эволюции) снова об этом предупреждают. Но в школах их не преподают, в университетах не изучают. Спасибо, что иногда выкладывают в Интернете. Впрочем, кто их там находит?! Вот и получается, что человек часто спохватывается и задается ключевыми вопросами к себе, когда уже поздно «пить боржоми».
О чем это я?
Если почитать классиков возрастной психологии или персонологии, то бросается в глаза, что ранний период жизни (от детства до юношества) разбит на мелкие интервалы и подробно описан. Несколько более схематичен период взрослости. А вот за сорокалетним рубежом – простирается «Terra incognita». Там или «доживание в эмоциональном диапазоне от умиротворения до отчаяния» по Э. Эриксону, или период борьбы за сохранение достигнутого социального статуса (по Д. Б. Эльконину). У Л. С. Выготского или А. В. Петровского периодизация жизненного пути завершается еще раньше, сразу после социализации (17-20 лет). Согласитесь – как-то грустно.
Но, если обратиться к упомянутым выше текстам от трансперсональной психологии или психологии эволюции, – то там-то за сорокалетним рубежом, после прохождения экзистенциального кризиса середины жизни, как раз то все только начинается.
Чтобы доносить в себе духовный плод и родиться в Духе, важно хотя бы иметь в виду свою беременность им!
Я створчатая устрица —
Ни глаз, ни рук, ни ног.
Вибрирует и крутится
Внутри меня поток.
А вместе с ним сквозь жизни стон
И сладость забытья
Проходит сквозь меня планктон
Земного бытия.
В нем ежедневья мишура —
Ни скрыть ни уловить-
Свинец обиды, зла уран
и пузырьки любви.
Пройдут года, пройдет вода,
Захлопнется ларец.
Что в нем останется, когда
За ним нырнет ловец?
Ни щедр тот промысел ни скуп —
Небесный ли? Земной?
На тысячу пустых скорлуп
Жемчужина — в одной...
Победа в повторении.
Не подвожу итог.
Журчит во мне безвременья
Несуетный поток
Он вечен, створки временны.
Пойму, окончив путь,
Что мы всегда беременны
С рождения чуть-чуть....
Автор: Аркадий Мадатов
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!