Голос Любви звучит и в бесчеловечные времена. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
Истина никогда не говорится напрасно. И пусть сказанное слово в свое время и не сможет победить, но, произнесенное, оно уже подтверждает свое вечное присутствие. Смелое слово противника насилия и борца за свободу духа доказывает, что самый страшный террор не имеет силы над свободомыслием и даже в бесчеловечные времена может звучать голос человечности.
В идее терпимости заключается главное право любого человека – право на свободомыслие. Елена Рерих как-то сказала: «Все твердят о различных свободах, но самые противоположные лагери боятся одного и того же зверя – свободы мысли!»
Но именно благодаря борцам за свободу духа всех предшествующих и наших времен наша эпоха смогла смело выдвинуть и всенародно провозгласить неоспоримое кредо: ни одному человеку нельзя навязывать ни веры, ни мировоззрения, никакая власть не имеет права насиловать совесть человека!
Это кредо терпимости и свободы духа – одно из главнейших положений нового мировоззрения - должно широко распространяться, стать мироощущением каждого человека. Свобода духа, право на независимость мышления – одно из главных прав любого человека. И если мы собираемся создавать свободное, независимое государство, мы должны прежде всего позаботиться о внедрении принципа терпимости и свободомыслия.
Нужно, чтобы каждый осознал, что идеалы постоянно меняются, и мнений на свете может быть столько, сколько людей, но вневременной и вечной остается единственная справедливость – право каждого на свои идеалы, свое мнение.
Терпимость заключается не только в согласии с такой справедливостью, но и в том, чтобы не видеть врага в инакомыслящем, не обижаться, не противостоять ему, а уметь при разных мнениях находить приемлемый для обеих сторон компромисс, оставаясь при этом всегда доброжелательными и внимательными друг к другу.
Любить своего инакомыслящего противника в споре, воспитать в себе это чувство – вот высшая справедливость, та терпимость, которая поможет всем нам выжить. Человечество на протяжении всего своего существования, через войны и страшные заблуждения, шло к признанию и победе этой справедливости. И те, кто вел и ведет борьбу за эту справедливость, за провозглашение терпимости к свободомыслию – это лучшие люди нашей Земли.
Стефан Цвейг писал: «Истинными героями человечества являются не те, кто на миллионах трупов, на грудах разрушенных материальных ценностей основывают свои преходящие государства, а те, кто насилие побеждает без насилия... борется за свободу духа и за конечный приход гуманизма на Земле».
Эти люди в тяжелые моменты истории не побоялись объявить войну исконному врагу всякой духовной справедливости – узколобому фанатизму, который во все времена желал одного – подавить любое мнение, хоть в чем-то отличающееся от мнения приверженцев его лагеря.
Подобных фанатиков порождает нетерпимость. Они убеждены в своей непогрешимости, в справедливости своего мнения, в ложной уверенности полагая, что лишь оно единственное истинное. Вначале они с высокомерным презрением относятся к чужому мнению, а затем, почувствовав сопротивление, — с непримиримой ненавистью; они не желают терпеть, стремятся уничтожить человека с другими, отличными от него взглядами.
«Они желают убить красоту и превратить землю в гигантскую семинарию моралистов» (С. Цвейг). Эта нетерпимость фанатиков к чужим мнениям и есть первопричина зверств, жестокостей, гонений, преследований инакомыслящих.
Некоторые «гуманисты» считают, что с фанатиками, неистовыми идеологами, проповедующими нетерпимость, мудрые не должны спорить; они уверены, что в трудные времена лучше укрыться в тени, чтобы не попасться самому, не пасть жертвою их безумия. В отличие от них, смелые борцы за свободу духа решительно опровергают подобную «мудрость».
Всей своей жизнью и деятельностью они доказали, что именно в трудные времена, когда темные силы властвуют над умами, надо решительно выступать против фанатизма и нетерпимости, против идеологического доктринерства.
Идеологические, религиозные фанатики, виновные в смертоносном безумии, в диком хаосе нашего мира, считающие необходимым, чтобы была признана их идея, их религия, их мировоззрение, ведут человечество к варварству. Лучшие люди Земли противопоставляли этому фанатизму идею, которая одна способна освободить нашу планету от вражды – идею Терпимости.
Только она сможет спасти человечество от грозящего варварства и вражды, от полного уничтожения всего человечества. Нетерпимость и фанатизм являются характерными чертами всех тоталитарных государств. Если в таком государстве чья-либо точка зрения отличается от точки зрения власть имущих, то они начинают этого человека преследовать и ущемлять его права, изгонять, ссылать, называя его опасным.
В этом ярко выражается нетерпимость властей. Эта борьба человека с государством за право свободомыслия идет испокон века. Замечательный религиозный писатель Эрнест Ренан писал: «Христианство, будучи плодом вполне самопроизвольного движения умов, свободное с самого начала от всяких догматических пут, проборолось целых 300 лет за свободу совести, и, несмотря на последовавшие затем падения, собирает еще плоды этого восхитительного происхождения».
От каждого своего подданного государство вправе требовать соблюдения норм поведения и политического порядка, но любое вмешательство авторитета во внутренний мир убеждений, моральных, религиозных, художнических – пока они не представляют видимой угрозы сущности государства, то есть пока они не становятся политической агитацией – означает превышение власти и вторжение в неприкосновенные права личности.
За свой внутренний мир человек ни перед какой инстанцией государства не ответствен, ибо «каждый из нас отвечает перед Богом за себя». Вопросы мышления суду государственной власти не подлежат! Но государство постоянно вмешивается в эту неподвластную ему область.
Отсюда возникает необходимость этического контроля над деятельностью государства. Государство обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Оно много веков претендует на то, чтобы быть единственной силой, объединяющей людей, спасающей их от опасности войны всех против всех, испытанным средством против социального хаоса.
Но в то же время государство цементирует общество на принципе насилия, а уровень нравственного развития, необходимый для того, чтобы цементировать общество на ином уровне, не достигнут и сегодня. Права наций и права человека, право на собственное мышление — не более, чем пропагандистская фигура, фиговый листок на могучем теле матерого тоталитаризма любого государства.
Строительство нового государства мы должны начать с признания принципа ТЕРПИМОСТИ ко всем: необходимо закрепить законодательно предоставление всем людям права на свободу совести и мышления! Строя новое государство, новое общество, мы должны научиться прежде всего уважать чужое право, а не только свое, и научиться защищать свои человеческие и гражданские права.
Следует законодательно закрепить также необходимость наказания не только за материальный, но и за моральный ущерб, нанесенный личности. Таким образом будет защищено право человека на свободу мышления, этим будет законодательно защищена терпимость.
Нам необходимо лишь найти силу в себе, чтобы понять их необходимость, создать в своей стране подобные нормы и следовать им. Должны быть создана Всеобщая декларация основных прав и свобод человека, в которую будут записаны естественные права человека – неприкосновенность личности, свобода передвижения, свобода мысли.
Наряду с этим в ней будут признаны и права политические, национальные, экономические, социальные и культурные, право на судебную защиту любой личности. Следует знать, что государство не дарует, не жалует эти права людям, оно лишь признает их всеобщность. Гражданин имеет право на все, что не запрещено.
Государство, основываясь на демократических ценностях, не может связывать себя никакой идеологией, ибо «любая идеология одних возвышает, а других уничтожает». В Декларации будут провозглашены справедливость и равенство всех перед законом, право на здоровье, на доброкачественную окружающую среду, на необходимость охраны природы и живых существ, которые не могут защитить себя.
Но права человека – это не только то, что будет записано во Всеобщей декларации прав человека под пунктами «права личности». В преамбуле Всеобщей декларации прав человека должно быть написано, что правительства будут править своими народами так, чтобы угнетением и жестокостью не доводить их до восстания. Это право не только на эволюционный путь развития, это – право на оборону и защиту народа и нации, это право народа любой страны жить так, как он хочет.
Автор: кандидат наук Роксана Ахвердян
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!