Публикуем различные мнения, статьи и видеоматериалы.
Посетителям нашего сайта предоставляем возможность общения на портале –
вы можете комментировать публикации и добавлять свои. Приятного общения!
Карма - это закон причины и следствия, реинкарнация - это перевоплощение души, обременённой весом кармы. Представления о карме и реинкарнации являются центральными для всех индийских религий. Благодаря понятиям кармы и реинкарнации спасение в Индии, - это вовсе не жизнь на небесах, а возможность больше никогда не рождаться в физическом мире.
Вместе с тем, идея кармы и реинкарнации, являясь общей для индуизма и буддизма, в каждой из этих религий имеет свои характерные черты. С точки зрения индуизма, в проблеме кармы и реинкарнации всё предельно ясно – душа, рождаясь в теле, создаёт своими поступками хорошую или плохую карму и, в зависимости от этой кармы, перерождается в той или иной форме жизни. В буддизме с кармой и реинкарнацией всё немного сложнее, поскольку там вообще отсутствует понятие души.
Понятия кармы и реинкарнации в буддизме
Человек, согласно верованиям буддизма, - это просто набор дхарм (своеобразных единиц ментальной энергии, из которых состоит Вселенная), переходящих в то или иное состояние бытия. Мы не имеем души, но в нашем теле существует некая субстанция сознания, вечного и непрерывного. Как раз это сознание и может быть подвергнуто законам кармы и реинкарнации с точки зрения буддизма.
Будда Шакьямуни учил, что миром правит ненасытное стремление к благам и постоянное появление всё новых и новых желаний. Человек страдает, потому что не может до конца удовлетворить все свои желания и потребности: удовлетворение одного стремления тут же порождает другое, этот бесконечный круговорот желаний и страданий создает карму и реинкарнацию. Сознание, воплощённое в теле, становится зависимым от потока кармы и вынуждено перерождаться вновь и вновь в колесе сансары. Освобождение от кармы и реинкарнации может быть достигнуто только с помощью уничтожения желаний и стремлений. Достигнув этого состояния, субстанция сознания, наконец, сможет раствориться в извечной пустоте–нирване.
Закон кармы и реинкарнация в шести мирах буддизма
Согласно понятию реинкарнации в буддизме, сознание может освободиться от кармы только в человеческом воплощении, в то время как колесо рождения и смерти (сансара) действует в шести мирах: мире богов, полубогов, людей, животных, духов и адских существ. В зависимости от характера желаний и намерений, карма может быть легче или тяжелее и именно от этого зависит, в каком из миров воплотится сознание. Самая удобная для просветления форма жизни во Вселенной – это человек. Только в человеческом теле сознание может откинуть ненужные стремления и вырваться из власти кармы и реинкарнации. Вместе с тем, человеческое существование – далеко не самое комфортное из всех в бытовом плане. Но даже мир богов имеет меньше преимуществ по сравнению с нашим миром, - наделённые властью воплощать все свои желания, боги ещё глубже погружаются в круговорот сансары и смогут освободиться от него, только воплотившись человеком.
Даже в том случае, если субстанция сознания во всех своих воплощениях совершала исключительно хорошие поступки и создала себе положительную карму, она всё равно не сможет в одночасье переродиться просветлённой. Награда за хорошую карму – воплощение в мире богов, а обо всех каверзах этого воплощения уже было сказано выше. Поэтому единственная возможность избавится от кармы и реинкарнации – осознать суть взаимосвязи желания-страдания в человеческом воплощении и откинуть все свои стремления как ненужные.
Карма - это закон причины и следствия, реинкарнация - это перевоплощение души, обременённой весом кармы. Представления о карме и реинкарнации являются центральными для всех индийских религий. Благодаря понятиям кармы и реинкарнации спасение в Индии, - это вовсе не жизнь на небесах, а возможность больше никогда не рождаться в физическом мире. Вместе с тем, идея кармы и реинкарнации, являясь общей для индуизма и буддизма, в каждой из этих религий имеет свои характерные черты. С точки зрения индуизма, в проблеме кармы и реинкарнации всё предельно ясно – душа, рождаясь в теле, создаёт своими поступками хорошую или плохую карму и, в зависимости от этой кармы, перерождается в той или иной форме жизни. В буддизме с кармой и реинкарнацией всё немного сложнее, поскольку там вообще отсутствует понятие души. Понятия кармы и реинкарнации в буддизме Человек, согласно верованиям буддизма, - это просто набор дхарм (своеобразных единиц ментальной энергии, из которых состоит Вселенная), переходящих в то или иное состояние бытия. Мы не имеем души, но в нашем теле существует некая субстанция сознания, вечного и непрерывного. Как раз это сознание и может быть подвергнуто законам кармы и реинкарнации с точки зрения буддизма. Будда Шакьямуни учил, что миром правит ненасытное стремление к благам и постоянное появление всё новых и новых желаний. Человек страдает, потому что не может до конца удовлетворить все свои желания и потребности: удовлетворение одного стремления тут же порождает другое, этот бесконечный круговорот желаний и страданий создает карму и реинкарнацию. Сознание, воплощённое в теле, становится зависимым от потока кармы и вынуждено перерождаться вновь и вновь в колесе сансары. Освобождение от кармы и реинкарнации может быть достигнуто только с помощью уничтожения желаний и стремлений. Достигнув этого состояния, субстанция сознания, наконец, сможет раствориться в извечной пустоте–нирване. Закон кармы и реинкарнация в шести мирах буддизма Согласно понятию реинкарнации в буддизме, сознание может освободиться от кармы только в человеческом воплощении, в то время как колесо рождения и смерти (сансара) действует в шести мирах: мире богов, полубогов, людей, животных, духов и адских существ. В зависимости от характера желаний и намерений, карма может быть легче или тяжелее и именно от этого зависит, в каком из миров воплотится сознание. Самая удобная для просветления форма жизни во Вселенной – это человек. Только в человеческом теле сознание может откинуть ненужные стремления и вырваться из власти кармы и реинкарнации. Вместе с тем, человеческое существование – далеко не самое комфортное из всех в бытовом плане. Но даже мир богов имеет меньше преимуществ по сравнению с нашим миром, - наделённые властью воплощать все свои желания, боги ещё глубже погружаются в круговорот сансары и смогут освободиться от него, только воплотившись человеком. Даже в том случае, если субстанция сознания во всех своих воплощениях совершала исключительно хорошие поступки и создала себе положительную карму, она всё равно не сможет в одночасье переродиться просветлённой. Награда за хорошую карму – воплощение в мире богов, а обо всех каверзах этого воплощения уже было сказано выше. Поэтому единственная возможность избавится от кармы и реинкарнации – осознать суть взаимосвязи желания-страдания в человеческом воплощении и откинуть все свои стремления как ненужные.
Текст интервью Сергея Бобыря сохранён, по возможность, максимально близко к оригиналу. - Существует ли идеальный бескризисный путь без ошибок и иллюзий? - Как такового бескризисного пути нет в природе. Как правило, чем
Познание себя – это естественный процесс, присущий человеку. То, что не развивается, деградирует, разрушается. Т.е. перестает быть. Чтобы этого избежать, живое двигается вперед. На самом деле, куда бы мы ни шли, что бы
Концепция многократного перевоплощения человеческой души неотделима от идеи творения человека по образу и подобию Творца, т.е. как носителя «зерна Духа» и воплотителя «воли божьей» в дольнем мире грешного бытия.
Невежество, жадность и ненависть - это три основных причины, три Гуны, из-за которых мы оказываемся в мире страданий. Именно они являются основой всех омрачающих эмоций, именно они ввергают существ в дурную участь.
Лекция Александра Берзина Рига, Латвия, июль 2008 г. Есть ли у современных практикующих буддистов на Западе особые сложности? Меня просили рассказать о ежедневной буддийской практике на Западе. Думаю, первый вопрос –
Добавить комментарий!