Випассана в Непале: как медитация делает то, чего не могут сделать психологи. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
Я бы сказал, что книги, психологи — это консультация перед операцией на голове. Прелюдия работы. Медитация випассаны — это и есть операция на уме, который своей беспокойной природой и неуправляемыми реакциями раскачивает наше равновесие с известными последствиями.
Я отношусь к психологам с почтением, ибо это люди которые берут на себя самую важную в мире задачу. Ведь все проблемы, все радости и печали — все идёт из головы, а с этой головой нам тут жить всю жизнь. А может и следующие. Это наука о душе. Изначально была. Но потом стала наукой о голове. Я расскажу о том, как прочувствовал на своём опыте — а только свой опыт работает по-настоящему, все прочитанное и услышанное не имеет такого уж влияния — почему многим людям психологи не могут действительно помочь. Почему люди годами ходят к психологам, но не меняются внутри, либо через время возвращаются к старым привычкам.
Болевые ощущения – ключ к откровениям
Есть однозначная тенденция, в которой я убедился сам, а потом удостоверился, спросив ребят: самый интересный момент наступает тогда, когда ощущается сильная боль. И для успеха практики этот момент нельзя упускать, нельзя давать слабину и проявлять безволие, чтобы достичь результата: когда боль пошла по всем потокам, её надо как бы полюбить – принять, что она есть, как временное ощущение, как любое другое чувство, и не обращать внимания умом – иначе боль усилится, а ваше внимание как бы побежит за этими ощущениями и в них заблудится. То есть не терпеть боль, не мучаться, не обожать эту боль – а наблюдать её. Да, конечно, за 10 часов ежедневных медитаций иногда посещали мысли недовольного ума: зачем такая сильная боль, кто вообще такой этот учитель, зачем себя так изводить — может быть, он вообще нас истязает здесь и получает от этого удовольствие? Но когда в результате этого волевого терпения приходили очень мощные осознания и исцеления, совершенно неожиданные, но всегда уместные — было понятно, что это необходимый этап на пути освобождения. Безусловно, любой медитирующий имеет право менять позу сколько угодно раз за сессию, а в двухчасовых медитациях – выходить на улицу проветриться, размяться, попить воды. Но начиная с четвёртого дня для успеха практики рекомендуется в течение часа менять позу не более одного раза, а лучше – вообще не менять, сидя с ровной спиной и шеей. Более того, помощники по запросу любезно приносили специальные подушки для медитаций, а кому-то и скамеечку для поддержки спины, с согласия учителя.
Как правило, любое освобождение не проходит легко: оно проходит, в том числе, и через боль. Но это боль из любви, ведь мы хотим помочь себе – себе и близким, семье и людям вокруг, с кем мы взаимодействовали и с кем нам ещё предстоит сотрудничество. Я видел эпизоды, которые действительно были, но я был уверен, что давно про них забыл. Я тогда действительно ощутил довольно сильные эмоции, которые, оказывается, никуда не делись — они сидели и ждали своего часа, чтобы выйти наружу. Перед тем же, как выйти, эти эмоции пытаются вас увести за собой: нужно не реагировать, и просто дать им уйти. Они, как грубые гости, покидающие ваш дом, пытаются вас зацепить, вывести на разговор, задеть за живое. А медитирующий, уравновешенный, как скала, с беспристрастием настаивает на своём и наблюдает, как гости выпроваживаются за дверь навсегда. Попробовать это стоит, трудиться надо обязательно. Продолжать практику или нет — это ваш выбор, это не очень сложно – найти каких-то два часа в день на утреннюю и вечернюю медитацию по завершении курса. Но познакомиться с собой максимально близко, познать свою природу, с которой ещё жить и жить в этом мире, а может, и за его пределами, испытать этот опыт, как мне видится, надо обязательно каждому, в этой практике я вижу только благо. Что бы у кого ни происходило внутри, светлые лица ребят, и молодых, и стариков, по окончании курса говорят о многом. Как и контраст в первые дни по возвращении, скажем так, в город. Зачем люди так много разговаривают? Зачем везде продают столько сладостей? Зачем столько рекламы? Почему люди едят так много и часто? Зачем спать столько часов? Зачем столько соблазнов, о которых вы даже не вспомните, если их убрать из зоны доступа, из зоны видимости? И так далее. В какой-то степени, это состояние можно назвать маленькой капелькой в океане просветления.
Безусловно, я не выключал критическое мышление и понимал, что иногда, возможно, там попахивало сектантскими элементами, элементами поклонения определённому гуру – в данном случае, учителю по имени Гоенка, чьи голос, шутки, инструкции и пение вы будете слушать все эти дни напролёт. Но, как бы там ни было, польза, которую вы получаете от самой практики, которую передал в наследие миру Будда, неоспорима и имеет огромный позитивный эффект. Что касается элементов сектантства, можно, как и в любой религии, брать лучшее для себя, но не углубляться в культ личности учителя, или спасителя, или кого либо ещё, на ком концентрируется внимание. Сострадание, любовь к себе и ближним, терпимость, уравновешенный ум, контроль неуправляемыми соблазнами, справедливость, временность бытия, важность духовного осознания собственной природы – вот суть любой религии, если убрать маркетинг и политизированную систему. Да, везде есть маркетинг и бизнес – а как иначе, подумал я, выводить ту или иную схему, учение на массовый уровень? Напомню, випассана по Гоенке совершенно бесплатна. По окончании курса, если ощущаете отклик, можете оставить любое количество денег в качестве благодарности, для будущих участников курса, на улучшение условий пребывания и так далее. А можете ничего не оставлять и воспринять это время как чистый подарок для себя. Как одни из лучших двух недель в жизни. Но самое главное — это сама техника и ощущение гармонии, которые вы забираете с собой. Много пищи для ума. Полезной пищи. Там были прекрасные притчи из жизни Будды. Это классно.
Вы не только познаёте новую технику медитации, но и испытываете себя все эти две недели: каково вам без книг, без телефона, без ручки и записной книжки, без привычных блюд и режима, без сексуальной активности, без общения и взгляда, без прикосновений. Каково вставать в 4 утра каждый день под тяжёлые звуки гонга, пронизывающие всю территорию храма и всё нутро, придерживаться максимально строгого режима в течение дня и укладываться под тот же звук гонга, сигнализирующий об отбое, в 21 час. Питаться бобами, кашами, пресными лепёшками и овощами лишь дважды в день: в 6:30 утра, а затем в 11 часов. И в 17 – лёгкий перекус в виде индийского молочного чая и кусочка яблока и папайи. Но при этом, никогда не ощущать голода. И понимать, что эта еда – самая вкусная и полезная на свете. Уже на третий день желудок работает, как часы. Более того, вы начинаете ощущать своё тело действительно глубоко. Вы ощущаете, как вода и пища поступают в организм. Что его успокаивает, а что раздражает. Что ему непривычно, а что подходит. И на этой основе составляете свой план питания – включая количество и набор ингредиентов. Выходит, людям однозначно не нужно столько еды, сколько мы потребляем её в городах. Иногда ешь 4-5 раз в день, в том числе и мясо, и рыбу, и не наедаешься. А здесь – дважды в день, всё вегетарианское, и есть сытость всегда. И сна столько людям не нужно. Весь секрет в том, как ты спишь, а не сколько. Уверен, среди ваших знакомых есть те, кто спят по 5-6 часов и прекрасно выглядят и чувствуют себя поутру. А есть те, кто спят по 8-9 часов, и просыпаются без сил и без вдохновения. Теперь я знаю, что здоровому организму не нужно много сна, еды, общения и секса.
Всё это необходимо, но не в таких безумных количествах и не в таком качестве – в режиме крысиных бегов. Всё можно делать более осознанно и неторопливо. А вставая в 4, 5 или 6 утра, ты, по сути, успеваешь прожить два дня в течение одних суток. А медитируя прямо на рассвете, ты даришь себе подарок в виде дополнительного заряда на день. Довольно часто я вспоминал свою службу в Армии Обороны Израиля, и даже столовая с комнатами напоминали мне многочисленные израильские базы, на которых я успел послужить. Это сравнение вызывало во мне улыбку и помогало. Хотя казалось довольно часто, что 10 дней бесконечных медитаций сложнее, чем три месяца бесконечных армейских будней с ежедневными тренировками, стрельбищами, лекциями с офицерами, изучением языка, психологическими тестами и так далее.
Небесная страна Непал как мировой магнит для ищущих истину
Я был не один такой: нас было 10 иностранцев среди двухсот непальцев и индусов. Новая Зеландия, Канада, Лос-Анджелес, Тринидад и Тобаго, Бельгия, Барселона, Южная Корея, ещё один москвич – можете представить, сколько времени ребята добираются на этот курс. В общем, нормальная собралась команда. У всех был разный опыт, но то, о чём я говорил здесь, как оказалось, испытали практически все. Удивляет, какие жизнеполагающие опыты, во многом похожие, переживают разные люди из абсолютно разных уголков мира. И это то, что нас объединяет. Единственная существенная разница между нами была в том, что я испытывал благодать и золотой свет все первые дни до начала самой практики випассаны – возможно, я слишком задумывался о технике, не сразу давая потоку просто течь. А остальные, наоборот, сначала не испытывали ничего, когда только дышали носом и ощущали область между верхней губой и ноздрями. А потом почувствовали этот свет по всему телу.
Считается что непальская медитация по Гоенке — самая строгая и жёсткая из всех в мире. В большинстве других стран мира, не считая сугубо мусульманских, есть такие же центры, и техника будет та же самая. Но, возможно, какие-то условия будут чуть-чуть помягче. Где-то можно схитрить и поспать, когда учитель отпускает медитировать в комнаты. И никто не будет проверять. Эффект всё равно должен быть. К тому же, невыспавшемуся человеку медитировать сложно. Лучше полчаса поспать и затем трудиться, а не залипать на медитации. Но, конечно, в итоге всё сводится к личной силе воли, потому что помочь себе можете только вы сами. Остальные вас могут только направить. После пятого-шестого дня уже ничего не болит, мышцы привыкают. И болит только то, что должно выйти. Минут 45 любой может высидеть, потом начинают затекать колени и спина. И вот здесь начинается самое интересное. Самые важные 15 минут. 10 минут терпения и медитации, не реагируешь. И начинаются мантры, песни. Значит, скоро медитация заканчивается, и по её окончании можно выйти прогуляться. Приятно, когда получается сидеть в позе лотоса и с прямой спиной без всякой поддержки и без ноющей боли в коленях. Многие так и остаются сидеть, даже во время перерыва, уходя в глубокую медитацию. Поймать такое положение – это ценно. Осознаёшь, что вы и ваше тело – не одно и то же. Вы сами по себе, тело с его ощущениями – само по себе. Просто по Земле вы путешествуете внутри этого вашего тела.
Секрет техники випассаны. Осознание мыслей и ощущений. Не оценивать прошлое, не волноваться о будущем: быть в настоящем
Идти на эту практику следует, когда у вас откликается внутри. Торопиться абсолютно некуда. Кто-то впервые идёт в 25 лет, а кто-то и в 75. Я встретил в Непале и тех и других. Я надеюсь, что объяснил понятно, как работает техника. Для этой цели я также записал несколько видеороликов для своего YouTube канала «Новый этап пробуждения – Александр Листенгорт» на иврите, русском, английском и испанском языках. Потому что весь секрет именно в технике. В природе нашего ума. Не совсем понятно интеллекту, как именно это работает. Но абсолютно понятно на уровне ощущений. Изменения очевидны, это можно и нужно именно прочувствовать.
А как объяснить интеллектом, что ты сидишь и медитируешь, убираешь оценочность ума, осознаешь временность ощущений, наблюдаешь боль в спине и коленях, дышишь носом, ощущаешь ощущение в теле без оценки, и из тебя, вдруг, выходят разные недоговорки, травмирующие реакции, тяжелые воспоминания, переигранные на счастливый лад? Видимо, как раз потому, что те травмы возникли через тело, ум дал им сильную оценку «хорошо или плохо», организм испытал сильную реакцию, которая засела в подсознании и теперь вышла. Когда дело доходит, скажем, до гнева, проходит очень много стадий. Поэтому такие практики помогают в зародыше осознавать действия без нежелательных последствий. Ваш ум уже не может увести куда угодно по своему желанию. Вы хватаете текущий момент и осознаёте: думаю ли я о прошлом сейчас, думаю ли я о будущем сейчас, или я сейчас в настоящем? Вы задаёте вопросы сами себе: почему раздражён, почему гневлив, почему взволнован. А что, если не думать о прошлом, не волноваться о будущем, а получить удовольствие от пребывания в здесь и сейчас? Хотя, признаться, я верю, что какие-то определённые реакции должны были произойти именно в том виде, в каком они выразились, чтобы привести вас туда, где вы сегодня есть. В том числе и сюда. Поэтому эта практика — не лекарство от всех войн и недугов. Но определённо стоит того, чтобы попробовать.
Насилие порождает насилие. Сострадание приумножает любовь и свет
Кстати, Индия стала первой страной в мире, где в тюрьмах ввели практику медитации для заключённых. Потому что не нужно быть очень умным или мудрым, чтобы понимать, что за годы в тюрьме эти люди не становятся добрее. В лучшем случае, они возвращаются в общество ещё более озлобленными и совершают ещё больше преступлений, потому что насилие ведёт к насилию, а страх вернуться в стены тюрем тоже не лучшая мотивация для исправления. Значит, должен быть какой-то иной способ исправления человека. Им стали давать випассану, медитацию, что возымело эффект. Люди оттуда выходили с улыбкой, а самые эффектные моменты, показанные в одном из фильмов, демонстрировали, как заключённые, как маленькие дети, в слезах, бросались в объятия надзирателей, и те обнимали их в ответ.
Когда вы последний раз чувствовали абсолютную благодать внутри себя, полное сострадание ко всему живому, любовь ко всему вокруг, без оценки и ожиданий, без своего амбициозного эго? Это когда тебе просто хочется, чтобы у всех всё было в порядке, чтобы в мире правил свет — не за счёт твоих личных ресурсов, а чтобы так работал мир. Вот на эти вопросы даёт решительный ответ, наверное, всё же не психология, которая лишь распутывает узлы на поверхности, а именно випассана. Образно говоря, психология поможет развязать окончательно запутанные шнурки. А медитация випассаны научит вас менять эти шнурки полностью, завязывая новые, в порядке, угодном лично вам, свободном от обусловленностей, привязок и оценок ума. Бхагава сава мангаллам – путь все живые существа будут счастливы.
Непал, г. Катманду, д. Будданильканта
Александр Листенгорт,
автор лекций и серии книг о душе до и после жизни
«Новый этап пробуждения»
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!