Ложное «я» и его разоблачение. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
- Зона комфорта ментального «я»
- Честность с собой
- Действия, идущие ОТ своего несовершенства
- Как «я» защищается
Этот взлёт сознания и должен стать главной целью искателей. А начинается он с распознавания ложного «я» и разоблачения методов его защиты, тонко уводящей человека от осознания своей Божественной Сути.
Зона комфорта ментального «я»
Чтобы проявить свою активность, неподвижный Дух уплотняется и создаёт Душу. И когда Дух-Душа, то есть Сущность, приходит в плотный мир, она сразу обнаруживает себя – через улыбку младенца, бесчисленные вопросы ребёнка, с интересом открывающего для себя мир, через стремление юноши найти ту сферу, где ярче раскроется его уникальность. Это сила вдохновения и смелые идеи, сострадание ближнему и искренняя любовь. Сущность создаёт ситуации, смысл которых направляет к духовному росту, возникшими ощущениями она предупреждает, через вспышки озарения — помогает. А чем утончённее чувствование, тем больше она раскрывается и тем глубже постигается суть каждого творения и явления.
Но, не осознавая её руководство, действия человека исходят от ментального «я» личности. Отождествление с ним позволяет ему узурпировать командную роль, считать себя автором всего происходящего и вести по ложному пути, предрекающему страдания.
Вырваться из-под его власти не так легко: ментальное «я», то есть ум-эго изощрённо защищается. Ум, который нейрофизиологи называют «мозг в действии», это нейронные связи. Они предопределяют мысли и эмоции, поведение и привычки, манеру общения и предпочтения, убеждения и качества… И всё это интегрируется в образ «я». А мозг не заинтересован в освобождении от него, то есть от старых соединений: формирование новых синаптических цепочек очень энергозатратно, и ему проще оставаться в своей зоне комфорта. Поэтому нелегко менять всё привычное и обжитое, оттого прогрессивное и нестандартное обычно долго пробивает себе дорогу, а новые глобальные установки и ценности, внедряемые на духовном пути, например, через аффирмации, ум-мозг воспринимает как угрозу для своего существования и, если не отбрасывает, то слабо реагирует на них.
Вот почему стартовым условием для восхождения сознания становится разотождествление с работой ума в позиции наблюдателя и абсолютная честность с собой.
Честность с собой
А это, оказывается, совсем не просто, так как нужно полностью отказаться от защиты себя, вернее от того «я», которое мы считаем собой. Но как же неприятно признавать, что я, такой духовный и возвышенный, переживаю раздражение, злость, возмущение… и страхи. Повторяю ошибки, отстаиваю свои мнения, зная, что они не бывают истинными, так как порождены умом, ограниченным своей обусловленностью. Как же не хочется соглашаться, что «моя правда» — это мысли фантомных персонажей, с которыми я отождествлён/отождествлена, что я выражаю себя в застывших социальных ролях, то есть в миражных субличностях. Что верю интерпретациям нереального «я», которое таким образом доказывает свою важность и нужность. Что выплеск дофамина в процессе духовных практик я принимаю за раскрытие своей Божественной Сути или за взлёт в высшее измерение, который возможен только в Истинном Я. Что все мои духовные поиски – это бег за маревом, а сам ищущий, которого я называю собой, это очередной образ себя, убаюканный идеей нахождения Бога. И я, зная, что Он — во мне и проявляется через меня, столько лет упорно ищу Его вовне.
В молчании ума и погружении в глубину, честность с собой становится осознаванием. Оно безоценочно, так как является голосом Духа. И поэтому не только не ранит, а, наоборот, становится силой, позволяющей из иного, безличностного пространства взглянуть на свою жизнь, на выбор Пути, по-новому выстраивать отношения.
Честность, идущая из глубин Сути, обретает особую искренность и чистоту. И всюду, где присутствует такая сущностная открытость, создаётся то Истинное, которое затрагивает души людей и делает их чуточку лучше.
Действия, идущие ОТ своего несовершенства
Душа всё воспринимает в пространстве Бытия. И то, что от Неё исходит, осознанно, определяется моментом, и потому спонтанно. Личностью же движут потребности, исходящие ОТ ментального «я». Личность находится внутри них, отождествляется с ними и чувствует себя деятелем, который должен их осуществить, чтобы соответствовать тому идеальному совершенному образу, который в процессе воспитания и становления сформирован в её подсознании. Этот миражный идеал рождает не только изнуряющий перфекционизм, но и главное, базовое убеждение личности - уверенность в своём несовершенстве.
Она красной нитью пронизывает сознание. ОТ неё исходят цели и мотивы действий. ОТ неё — потребность компенсировать свою несостоятельность, осуждая и унижая других. ОТ неё — стремление улучшить себя, желание прослыть умным, добрым, духовным, заслужить одобрение окружающих, иначе они не будут уважать, не полюбят или разлюбят, и это принесёт страдания, гиперболизированные до страха смерти. Отсюда — зависимость от чужих мнений и оценок и нацеленность действий на внешнее, чтобы самоутвердиться через деньги, власть, успех и... лидерство на духовном пути. Поэтому надо носить маску «я хороший», бояться разоблачения и защищать, и защищать себя несовершенного.
Но в беге «ОТ» — «К» достижениям, мозг-ум, наш квантовый компьютер, запрограммированный на собственную несостоятельность, чтобы нечто реализовать, должен вначале принять как факт отсутствие этого.
Хочется быть добрым – а мозг отталкивается ОТ убеждения в своей жадности или злобности. Занимаешься спортом, чтобы стать сильным – ум исходит ОТ слабости. Стараешься соответствовать представлению о духовности и быть любящим – ум основывается на вере, что этого нет. Поэтому новая непривычная информация принимается далеко не сразу – в уме нет подобного паттерна. Оттого после изнурительных диет люди так часто возвращаются к прежнему весу (мозг работает на знании, что я толстый), вылечив одно, заболевают другим (я больной!), а надежды стать счастливым/ любимым/ успешным и т. д. не сбываются или разрушаются, потому что ум верит в несчастливость и неуспешность.
Разоблачение, то есть осознание этого – первично. Но при первой же мысли происходит откат, и мозг мгновенно возвращается к соединениям, восстанавливающим образ страдающего/неудачника/ несовершенного/…/осознающего, который считает себя деятелем и честно выполняет негативные ожидания, взятые им за основу. Так благими намерениями выстеливается дорога в ад.
А пробуждённое сознание улавливает этот момент и остаётся в безмыслии, на частоте Сущности, где нет «я» с его чувством авторства, и нет идеала, несоответствие которому укрепляет идею о своей ущербности.
Как «я» защищается
Отстранённое наблюдение позволяет увидеть, каким образом, борясь за своё выживание, ум-эго защищается. Таких способов множество. Вот несколько примеров.
1. Защита своего несовершенства чувством собственной значимости.
Искажённое сознание личности видит в других кого-то, отличного от себя, и не может относиться к ним как равным. А так как его фоном является уверенность, что я недостаточно хорош, возникает потребность прикрыть это, например, чувством собственного достоинства – самоуважением, как его объясняет Википедия. Однако оно не стыкуется с убеждённостью в своей несостоятельности, и потому неизвестно уму-мозгу. И он модифицирует его в превосходство или чувство собственной важности, которая защищает своё неидеальное «я».
Проявляется это и на духовном пути. Здесь нередко встречаются начитанные, искушённые, обладающие параспособностями гуру, которые определили себя как уже Пробудившихся. И они живут в застывшем образе, соответствующем их представлению об этом. Но там, где нет Истины, возникает её имитация, и скрыть, из какого «я» человек себя предъявляет, невозможно.
Поэтому так важно чётко уяснить, что такое Пробуждение и Просветление. И при этом честно и смело увидеть, как в демонстрации себя, в умных словах, обвёрнутых в приятную энергетику, прячется страх разоблачения, прикрытый превалированием и значимостью.
Если это признаётся, истинно устремлённые переходят в позицию отстранённого наблюдения, в котором происходит разотождествление с ментальным «я», а затем — в отстранённое свидетельствование, в котором оно обнуляется (см. статью «Сознание и четыре позиции человека»).
Но зачем кем-то казаться? Осознать своё Присутствие в настоящем моменте может каждый. Для этого не требуется ни Пробуждение, ни Просветление. А пребывание в этом состоянии возвращает в собственную Природу, в Истинное Я, целостное и творческое. Оно просто Есть, осознанное и совершенное – разве Божественное может быть другим?
2. Защита своего несовершенства образом ищущего.
Многие ничего себе не приписывают, но накрепко отождествлены с образом духовного искателя. И в иллюзорных поисках, и в нескончаемом блуждании, разочарованные, недовольные собой и учителями, они меняют школы, методики, гуру, благо их сегодня немало.
А ведь сейчас, как никогда раньше, доступно наследие действительно Просветлённых Мастеров (их не так уж много), и/или сатсанги тех, кто открыл себя настоящих (они тоже наперечёт) и щедро делится этим опытом. Они – маяки на пути.
Но самый великий мудрец и учитель не может за нас и вместо нас прекратить искать то, что мы несём в себе, и осознать, кто это читает/ говорит по телефону/ что-то делает… А затем ответить себя на вопрос, на фоне чего возникает это чтение, говорение, делание, как и мысли, чувства, любые состояния.
Тогда субличность ищущего исчезает и открывается пространство, в котором всё происходит. В безмыслии всё осознаётся как процесс, протекающий в «здесь и сейчас». И мы узнаём себя осознанием. Благодаря ему и внутри него существует всё, что мы делаем и что чувствуем. Оно всегда есть. Но Присутствует оно при Сути. Потому и является нашим Естеством. Им надо просто быть.
А если осознавать само осознавание, открывается Божественный Источник, который мы несём в себе.
3. Сопротивление, защищающее самооценку несовершенного «я».
Когда на духовном пути кто-то искренне и ярко рассказывает о собственном опыте и размышлениях и это вызывает у людей созвучие, одобрение и благодарность, мозг стремится повторить приятное переживание. Но если кто-то не согласен с высказанными идеями и автор автоматически защищает своё «я» через сопротивление — всплеск обиды или гнева, вспышку раздражения или парирование «сам дурак», это защита самооценки, за которой всегда стоит страх.
Тут крайне важно не подавлять возникшую эмоцию, а углубиться в себя и увидеть, как возникло негодование, что оно защищает, почему «я» испугалось. Ведь пока есть «я обладаю такими-то способностями/ я искренний/ я осознающий/ я делюсь своим опытом» и т. п. – этот хоровод нереальных образов, защищающих «я достойный», приходится отстаивать.
Пробуждение и есть разотождествлённое, неумолимое и честное обнаружение таких тонкостей.
А разумное тело через эти эмоции приводит в Исток, в Я Есть, где нет «я такой», нет идей о себе, нет персонажа, страдающего от своей неидеальности и нуждающегося в похвале,. Здесь искренность излучается из Сути. Опыт, способности, таланты, лучшие качества, интегрируются в Источнике. И возникает сущностное общение на равных, без превосходства, без оценок, вспышек эмоций и необходимости защиты образов себя.
4. Защита улучшением себя.
Интернет пестрит техниками оздоровления, приёмами развития энергетики, методами достижения эмоционального спокойствия, способами перепрограммирования подсознания для реализации заветных целей… Они работают и реально улучшают жизнь… личности, модифицируя образ «я». И насколько он улучшается, настолько человек отдаляется от своей изначальной Сути. И «засыпает» всё сильнее. Поэтому так важно определиться со своими целями. Если это Пробуждение — оно требует другого.
Может быть, всемогущей безусловной Любви?
Биологически обосновано, что мозг — компьютер, работающий по заданной программе, знает, как страдать, раздражаться, обижаться, обвинять себя или кого-то, получать удовольствие… – то есть переживать отрицательные и мирские положительные эмоции. Но ему неизвестна совершенная Любовь — это епархия Сущности. А Её сначала надо открыть. Поэтому увещевание принять и полюбить себя таким, какой я есть, остаётся иллюзией и благим намерением. Чтобы пребывать в совершенной Любви, надо познать себя Настоящего и завибрировать на частоте всеобщего Единства.
5. Защита страхом.
Для Пробуждения необходима погружённость в Я Есть. А это готовность полностью отказаться от себя привычного и стать бесформенным, неопределяемым Никем и Никаким. И тут сразу возникает защитный страх. Он и препятствует проникновению в свою Суть, где ментальное «я», с которым человек отождествлён, исчезает, и открывается то, что ум называет Пустотой.
Здесь, в Нуле, сознание вырывается за границы личности и возвращается в свою изначальную беспредельность. Мозг не может функционировать на старых нейронных соединениях — привычных образах «я», и ум, в замешательстве и в страхе, не в силах что-то понять и объяснить, быть важным и нужным, воспринимает это как смерть.
Если не пытаться это состояние интерпретировать, а страх просто наблюдать, он растворяется. А возникшее пространство осознаётся как сознание, которое вмещает Всё и содержит Всё – то, что можно и нельзя вообразить.
***
Представьте, что вы сидите в кинозале и на экране разворачивается фильм. В глобальном масштабе экран и есть сознание, и на его фоне осуществляется фильм-игра. Она изменчива. А фон нет.
Почувствуйте себя гигантским экраном-сознанием, то есть пространством, в котором всё происходит.
А теперь направьте внимание на само восприятие и узнайте себя осознанием.
На этой частоте происходит слияние с Жизнью, которая перестаёт быть чем-то отдельным, а течёт сквозь нас, проявляется через нас, и всё и все становятся единым Целым. А каждый момент, уже не связанный с линейным временем, даёт возможность открыть себя новым и разным. Это неугасающий интерес к постижению, неизбывное развитие и истинное счастье Человека, выражающего собою Бога.
Автор: Эсфирь Гербер
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!