История индийского танца - «Древние культуры»
Классический танец в Индии считают одной из форм йоги, признавая в нем синтез физической выносливости и духовной энергии. Основная движущая сила индийского танца - индуизм с его богатым фольклором, сокровищницей мифов, легенд и обрядов.
Согласно индуистской мифологии, первым танцором был бог Шива. Своим космическим танцем Тандава он создал мир из хаоса. Этим же танцем мог и разрушить его. В ипостаси танцора Шива известен как Натараджа - Владыка Танца. Шива научил танцевать свою супругу Парвати, так возникла женская форма танца - Ласья.
Поначалу танец был доступен лишь небожителям. В небесном дворце царя богов Индры устраивались пышные празднества, где самые прекрасные апсары - полубожественные танцовщицы - показывали свое искусство. Когда же сам Шива танцевал Тандава, боги считали за великое счастье составить ему оркестр. Вот как описан этот танец в одном из древних санскритских текстов:
"Энергия третьего глаза Шивы заставляет содрогаться все миры. Шива ослепляет своей сдержанной улыбкой. По волосам Шивы, украшенным луной и звездами, спускается на землю Ганга. В руках Натараджи - трезубец, барабанчик и священный огонь. О Шива, исполняющий Тандава со своей супругой Парвати, ваш танец заставляет все миры замереть в трепетном восторге. Вишну играет на мридангаме, Индра - на флейте, Брахма задает ритм танцу, Сарасвати аккомпанирует на вине, а Лакшми поет. О Натараджа, мой бог и покровитель, весь мир озарен огненной энергией твоего танца."
Простые смертные не могли видеть танцы богов. Но мудрец Бхарата за свои великие подвиги удостоился милости присутствовать во дворце Индры. Бхарата захотел, чтобы людям тоже стало доступно искусство танца. Он смиренно обратился к Брахме, создателю драмы, и Шиве, первому танцору, прося их открыть свои знания. Получив из уст Брахмы эти знания, Бхарата записал их. Так, по преданию, возникла "Натья Шастра" - "Наука о танце" - трактат, на основе которого развивались все стили классического танца Индии: Бхарата Натьям, Кучипуди, Одисси, Катхакали, Мохиниаттам, Манипури, Катхак.
Затем Бхарата попросил Шиву и Парвати отправиться с ним на землю и научить людей танцевать. Шива научил танцу мужчин, Парвати - женщин. Согласно "Натья Шаcтре", понятие "танец" включает в себя нритта - чистый танец без смысловой нагрузки, в котором важна точность исполнения движений; нритья - танец, где сочетается техника исполнения и мастерство актерской выразительности; натья - драматическое действие. Эти три компонента, слитые воедино, порождают гармонию "Лалита кала" - тонкого искусства.
Современные формы классического танца Южной Индии - Бхарата Натьям, Кучипуди, Катхакали и Мохиниаттам - продолжают древние танцевальные традиции, присущие именно югу.
Система классического танца Кучипуди, возникшего приблизительно за 300 лет до н.э., представляет собой кульминацию развития существующих танцевальных направлений в культуре Индии. Основанный на фундаменте танцевального искусства "Натья Шастре", Кучипуди развивался, сохраняя чистоту древнейшего наследия. Богатство возможностей изображения различных, даже очень глубоких чувств в этом стиле является его главным достоинством. Особое место в Кучипуди, гармонично соединившим пение, танец и драматическое представление, занимают сольные танцевальные эпизоды. Свое название стиль получил по имени деревни в самом сердце штата Андхра-Прадеш. Эту деревню в XV веке правитель княжества Голконда подарил артистам. Изначально деревня называлась Кучелавапури, т.е. поселение актеров.
В средние века многие традиционные виды искусства Индии пришли в упадок. Танцы из ритуального действа превратились в придворное развлечение, артисты воспевали не бога, а своего покровителя. Именно тогда, в XV веке, жил человек, которому Кучипуди обязан своим сохранением в первозданной чистоте и необычайной популярностью даже сегодня, - танцор, поэт и мудрец Сиддхендра Йоги. Его песни о любви Сатьябхамы к Кришне послужили основой для известнейшего балета Кучипуди "Бхамакалапам".
Долгое время Кучипуди исполнялся только юношами из брахманских семей, женщинам было запрещено его танцевать. В середине нашего века от этой традиции отступили и представили девушек - исполнительниц Кучипуди. Если говорить о различных стилях индийского классического танца, Кучипуди по технике исполнения является одним из самых быстрых и сложных.
- Описание раздела
Древние знания полны загадок. Забытые миры, которые открываются нам сейчас – бесценный опыт древних цивилизаций, где люди знали больше, чем мы сейчас.
Желание стать исследователем помогает нам изучать их способы работы над собой, методы исцеления, астрологию, тем самым, собирая по крупицам отголоски древних культур, изобретения и методы которых являются фундаментом для современных наук. Они вдохновляют и увлекают нас своими секретами и тайнами, дают возможность делать открытия, объединяющие миры.
В этом разделе вы найдете статьи, посвященные истории, культуре, обрядам и религиям различных цивилизаций древности. Вы узнаете о загадках Тибета и силе, заключенной в высоких Гималаях; о магических местах, почитающихся в Индии и Китае; о богатом наследстве японской цивилизации; о верованиях и обрядах славян, а также о наследии древних кельтов. Каждая из цивилизаций оставила после себя большое культурное наследие.
Изучение мифологии, традиций и обрядов людей в различных уголках мира поможет не только расширить кругозор, но и свое восприятие действительности. Не секрет, что древние цивилизации во многом превосходили нас. С помощью духовных учений каждый сможет раскрыть свой внутренний потенциал, глубже познать свою сущность, а также приблизиться к тайне мироздания.
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!