Сущностная роль матрицы, зов переходного периода и свобода выбора. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
Квантовое поле чудес, или Как не стать всеядным потребителем информации. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
Это было вполне обоснованно, поскольку КП затрагивает экзистенциальные основы бытия и находит универсальные способы разрешения множества психических проблем. Однако официальной наукой о душе она была отвергнута. В результате это фундаментальное направление развития психологии обрело неофициальный статус. На волне интереса к поднимаемым КП вопросам и методам их решения возникло и продолжает возникать множество спекуляций. Поэтому - будьте осторожны и внимательны к подбору соответствующих текстов и методов!
На смену восьми вполне научным (ибо писаны были учеными с мировыми именами) интерпретациям квантовой физики на плоскость философии пришли не менее научные (ибо писались докторами наук) популяризации квантовой физики на плоскость психологии. См., например, С. Волински «Квантовое сознание», Р. А. Уилсон «Квантовая психология», А. Миндела «Квантовый ум». А. Госвами «Физика души. Квантовая книга жизни, умирания, перевоплощения и бессмертия».
В чем принципиальная новизна квантового подхода в психологии?
Прежде всего в том, что оно обращается к наиболее глубинным, экзистенциальным основам нашего существа — совести, вере, восприятию себя в мире и мира в себе. Общим знаменателем квантового направления в психологии, по мнению его пионеров, является проблема самоидентификации. А если быть специфичнее, то речь идёт о преодолении эгоцентричного, двойственного восприятия, которое способно, лучше всякой психотерапии, раскрыть человеку базовый уровень собственной личности и осознать себя частью чего-то большего. «Ты есть То» — как было сказано в Упанишадах более двух с половиной тысяч лет тому назад. «It is bit» («То есть информация») — так уточняет это положение выдающийся квантовый физик и философ Джон Арчибальд Уиллер.
Как это отражается на терапевтических подходах?
Большинство форм классической психотерапии строятся на попытке создать новое «хорошее» убеждение поверх старого проблематичного. При этом предполагается, что лучше иметь «хорошую» программу, убеждение, или решение, чем «плохую» программу, убеждение, или решение. С. Волински во второй главе своей основополагающей работы «Квантовое сознание» приводит красноречивый пример анализа довольно типичной ситуации хронической конфликта с родителями. Бихевиористический анализ будет основан на условном разделении вашей личности. Ваша часть как ребенка («внутренний ребенок») будет делать вид, что все в порядке, и вести себя так, чтобы родители продолжали вас любить. А другая, повзрослевшая часть вашей личности, будет очень злиться и всегда стараться доказать неправоту родителей. Квантовая психология прежде всего фокусируется на том, кто находится за рамками всех частей, всех травм, всех ложных «я». Квантовая психотерапия всегда направлена на осознание и переживание основополагающего единства. Если рассматривать данный пример с позиции наблюдателя, то контекст конфликта исчезнет, поскольку раскроются более глобальные общности и взаимосвязи конфликтующих сторон. Когда пережит более общий контекст, конкретные реакции начинают терять свою определенность и важность. Именно в этом основополагающем переживании единства можно достичь настоящей целостности. Она послужит контекстом для всего остального. Так возникает то психологическое пространство, где проблемы исчезают, и появляется ваше нелокальное переживание. Другими словами, вы становитесь неизменным фоном (если угодно пространством), на котором разворачиваются сюжеты вашей жизни. Проблемы же, психологические или эмоциональные, рассматриваются как вечно меняющийся (моросящий) передний план. Если расширить аналогию картины восприятия со сценой, то классическая психология интересуется ее передним планом, а квантовая психология интересуется фоном. Это не означает отрицания переднего плана. Просто добавление фона, как правило, сильно меняет всю мизансцену действия, а в нашем случае — весь психологический контекст восприятия.
Квантовая психология по замыслу авторов должна была стать вместилищем новой психологии, в которую классические направления вошли бы точно так же, как классическая механика, оптика или электрофизика входят в квантовую физику, как частные случаи. Однако этого не произошло. Более того, квантовая психология была отторгнута сообществом психологов, как «ненаучное направление» (см., например, статью «Квантовые концепции сознания: возможности и перспективы психологической науки»). Это не удивительно, поскольку эмпирическая наука, несмотря на революционный прорыв квантовой физики, произошедший сотню лет назад, и до сих пор остается в рамках Ньютоно-Картезианской материалистической парадигмы познания. Здесь ей удобнее черпать финансирование на свои прикладные аспекты. В самом деле, кто будет давать деньги под «Непроявленный порядок» или «Нелокальное единство Вселенной»? Удивительно другое: что психология, несмотря на все её трансперсональные направления, все еще относит себя к эмпирическим наукам. Однако никакими запретами или игнорированием невозможно задушить природную тягу человека к самопознанию, ибо актуализация самости, как писали основоположники гуманистической психологии, является базовой метапотребностью зрелой личности.
Спрос, как известно, порождает предложения. В современном информационном обществе высокий спрос может породить настоящее цунами предложений. Так на книжных полках магазинов и на просторах Интернета появились вначале десятки, затем сотни книг и статей под общей рубрикой «Квантовое сознание» или «Квантовая психология» или даже чего покруче (см., например, серию электронных изданий «Квантовая магия»). Все эти «Божественные матрицы», «Управления реальностью», «Трансерфинги реальности», «Квантовые воины» и «Квантовые магии» просто заполонили информационное пространство. Причем если книги Вадима Зеланда или Джона Кехо были написаны ярко и хоть как-то соотносились с, породившей их квантовой психологией, то «шедевры» последних лет все больше напоминают пособия по скоростному нейролингвистическому самопрограммированию при помощи новомодных терминов: нейровизуализация, пластичность мозга, эпигенетика и т. п. Точный смысл подобных терминов неведом, скорее всего, и самим авторам, которые их столь активно употребляют. Свято место пусто не бывает. На месте несостоявшейся психологии духовного саморазвития появилась религия нового века — New Age, объединившая в своих рядах поклонников оккультного, эзотерического и синкретического направлений.
Особенность современного социума — колоссальная перегруженность информацией. Как подсчитал французский экономист Жорж Андериа, объем информации удвоился за 1500 лет от Иисуса до Леонардо, затем снова удвоился за 250 лет от Леонардо до смерти Баха, удвоился опять к началу ХХ-го столетия и в очередной раз удвоился всего за семь лет (1967 —1973). Очередной срок удвоения объема информации оценивается в полгода (подробнее см. Плешаков В. А. «Киберонтология и психология безопасности информационной сферы»). Недаром ключевое слово современной эпохи — «короче». Сочетание дефицита внимания с нелинейно растущим объемом информации, которая атакует человеческое сознание, уменьшает интервал времени, которое читатель может позволить себе потратить. Закон изложения мыслей для общества потребления суров: текст должен держать читателя в напряжении до тех пор, пока он не потратит деньги на его приобретение. Впрочем, тексты современного пользователя Интернетом, как правило, уже не захватывают, гораздо мощнее привлекает видео, в котором информация подается в разжеванном, образном виде, исключая элементы обдумывания, придания смысла и понимания. Все это порождает монстров в области популяризации экзистенциальных основ бытия. Тех самых основ, над которыми наши предки проводили часы, дни и годы размышлений.
В популярной сейчас сери книг Дж. Диспенза «Сила подсознания» (см. например «Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели»), читаем следующее:
«Если человеческий разум способен материализовать электрон, то теоретически он может материализовать любую вероятность… Это значит, что в квантовом поле уже содержится реальность, в которой вы здоровы, богаты, счастливы и обладаете всеми качествами и способностями того идеального образа себя, что присутствует у вас в мыслях».
«Ура! Что же нам делать, чтобы, наконец, стать счастливыми и богатыми за четыре недели, а лучше прямо сейчас!?» Так должен реагировать зачарованный читатель. Все, оказывается, просто. Читаем дальше, продираясь сквозь витиеватость наукообразного языка:
«... мы должны полностью отрешиться от внешнего мира (погрузиться в ничто), освободиться от ощущения тела (стать никем) и потерять счёт времени (окунуться в безвременье) — т. е. фактически превратиться в чистое сознание».
Что тут сказать, кроме «Упсссс!»?
Поскольку в век Интернета разделение людей на Посвященных и Непосвященных потеряло всякий смысл, то и сакральные знания становятся общедоступными. А чтобы пользователь сети «всосал» их в свое клиповое сознание побыстрее, они формулируются в виде коротких и (главное!) броских формул. Вот несколько из той же книги Дж. Диспенза о квантовом поле чудес:
- Бесконечное число вероятностей ждут своего наблюдателя.
- Чтобы что-то изменить, думайте новыми мыслями о новых результатах.
- Состояние бытия есть состояние ума: когда мозг и тело едины.
- Квантовое созидание: благодарите прежде, чем получите результат.
- Квантовое поле реагирует не на наши желания, а на наше состояние бытия. («Улыбайтесь, господа»!)
Венцом же этого бестселлера по праву можно считать вот эту формулу достижения счастья за четыре недели:
«Удерживайте чёткое намерение достичь задуманного, но детали его исполнения оставьте непредсказуемому квантовому полю. Пусть оно само позаботится о том, чтобы желаемое событие вошло в вашу жизнь наиболее подходящим для вас образом!»
Доктор Тимоти Лири, вдохновивший своего младшего товарища и коллегу, доктора Р. А.Уилсона на идеи о квантовой психологии, показался сумасшедшим большинству своих коллег, когда более полувека тому назад он заявил: «Вы можете изменять себя так же легко, как вы переключаете каналы в телевизоре». Если говорить метафорично (а как еще привлечь внимание?), то это скорее верно, чем нет. Но: мог ли он предположить тогда, что своими словами открывает ящик Пандоры?
Автор: Аркадий Мадатов
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!