Сущностная роль матрицы, зов переходного периода и свобода выбора. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
Что спасёт мир? Гуманизм как главный принцип Жизни. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
Махатма Ганди говорил: «Если мы выполним все свои обязанности, прав не нужно долго искать. Но если мы не выполним своих обязанностей, устремимся за правами, то они будут удаляться от нас, как блуждающий огонек».
Следовательно, лишь такое государство может называться свободным, независимым и справедливым, в котором власти не только не преследуют инакомыслящих и не применяют против них карательных мер, но и граждане свободны от несущей смерть ненависти. Хочется еще раз повторить то, что следует помнить всем: в мире достаточно места не для одной, а для многих истин!
Лишь поняв это, мы сможет придти к истинной гуманности, которая невозможна без воли к согласию. Ибо, если мы будем себя сдерживать внутренне и уважать чужое мнение, то мы, по крайней мере, сможем выслушать и понять друг друга, поскольку любовь и стремление к миру имеют единую сущность, и, наконец, можно будет достичь согласия.
Давайте не осуждать другого за чужую для нас веру и взгляды! Давайте будем терпимыми! Идея терпимости должна непременно стать элементом государственной политики. Лишь политически свободный народ, следуя вдохновенному призыву о взаимном уважении мнений, поднимет терпимость до уровня закона.
Идея уважения всех религий и любого образа мыслей искоренит любое религиозное преследование, преследование любого мировоззрения. Идея духовной свободы – это идея всех идей, она — непобедимая и вечно возвращается, ибо вечна, как дух.
Терпимость к любому мировоззрению, доброжелательность к любому человеку, независимо от того, каких он придерживается взглядов – вот к чему должно стремиться наше общество. Оно должно освободиться от идеологии и заменить ее общечеловеческими ценностями. И чем скорее это произойдет – тем лучше.
Одним из главных путей преодоления нетерпимости к инакомыслящим является гуманизм общества. К этому мы должны неустанно стремиться. Надо понимать необходимость воспитания духовности через гуманизацию всех общественных структур, через изучение философии, психологии, истории не только своей страны, но и других стран, стремление осмыслить пройденный человечеством путь.
А гуманизма без терпимости не бывает. «Кровь всегда одного цвета. Но если одна светлей другой, это создает не благородство, а телесное нездоровье" — эти слова великого итальянского поэта Франческо Петрарки, «отца» ренессансного гуманизма, проникнутого идеалами всеобщего равенства людей, вошли в сознание блестящей плеяды мыслителей.
Рожденный на итальянской почве гуманизм очень скоро перешагнул государственные границы, став интернациональным течением и обрел последователей во всех европейских странах. Но идеи гуманизма возникли задолго до эпохи позднего средневековья. Даже само слово «хуманус» (человечный), давшее название всему течению, было позаимствовано, как и многое другое, у Цицерона.
Да и сам Цицерон строил свои выводы не на пустом месте. Чувства человечности, личного достоинства, терпимости к ближнему, идеалы свободы и равенства, которые позднее назовут гуманистическими, по существу, появились задолго до античности, задолго до образования народностей и наций. Человечество начало впитывать их с молоком Матери Природы.
В дальнейшем идеи гуманизма и терпимости, социального и национального равенства пробили себе дорогу среди народов, изнывавших под мертвящей властью Римской империи, в форме христианства, отразившего в себе гуманистические идеалы человечества. С христианством возникла идея абсолютного имманентного равенства всех людей и проистекающего отсюда чувства внутреннего достоинства всех народов и каждого человека.
На протяжении истории человечества неоднократно появлялись ростки «универсального гуманизма». Люди не раз пытались выпестовать эти ростки и осчастливить сразу всех: вспомним американскую, французскую, русскую и другие революции – все они опирались на идеи универсального гуманизма.
Но эти идеи без терпимости – главного условия – не могли пустить глубокие корни, каждый раз растоптанные мессионизмом или державным авторитаризмом, террором или борьбой за власть, так как были направлены против естественного эволюционного развития и стремились достичь гуманизации общества путем насилия.
Опять-таки, насилие вместо терпимости растоптало идею гуманизма. Но общегуманные вечные идеи всегда оставляют свой отпечаток, формируют кредо терпимости, объединяющее мир. Мы сегодня стоим перед той же проблемой, перед тем же противоречием – между терпимостью и нетерпимостью, между объединением и разъединением, между гуманизацией общества и дегуманизацией.
Что победит? Вопрос нашего выживания зависит от того, как он разрешится. Вопросы объединения все больше волнуют человечество, особенно в последнее время, когда огромное развитие получили постулаты нового миропонимания, в основе которого лежит представление о единстве и взаимозависимости человечества, Земли и Космоса. Все человечество, чтобы выжить, должно объединиться в единую семью народов.
В связи с этими постулатами нового миропонимания в наши дни все больше заслуживает право на жизнь такое понятие, как «мир един», выросшее из упоминаемого нами прежнего утопического учения универсального гуманизма, не сумевшего воплотиться в жизнь. Сегодня на новом, более высоком уровне понимания общечеловеческих ценностей вновь вернулись эти идеи в мир, возникли новые массовые движения.
Одним из них является выдвинутая в 30-х годах прошлого века Николаем Рерихом идея «Мир – через культуру», превратившаяся в массовое движение. В 1935 году пакт Рериха об объединении людей всего мира через культуру был подписан в Белом Доме в Вашингтоне руководителями стран американского континента.
Идея Рериха – установление принципов мира через развитие подлинно культурных гуманных отношений между людьми во всех сферах нашего бытия, то есть, по существу, это устроение жизни по законам красоты, а, следовательно, попытка реализации знаменитой мысли Ф. М.Достоевского о том, что красота спасет мир.
Без культуры ведь нет духовности, а без духовности умирает нравственность. Сегодня настало время принять этот лозунг. Главное для нас сегодня в этом лозунге – стремление найти то, что нас объединяет. Это путь взаимных уступок, путь компромисса.
Реализация лозунга «Мир – через культуру» может стать практической основой для гармонизации человеческих отношений. В основу пакта Рериха легло также понимание того, что не из универсализации, а из взаимодействия культур возникло все великое и прекрасное в любой культуре.
Идею реальности будущего диалога культур ясно выразил выдающийся философ «серебряного века» Николай Бердяев, считавший, что человечество должно идти не по пути отвлеченного космополитизма и ненасильственного безнравственного национализма, а третьим путем – самобытного, творческого осуществления универсальных общечеловеческих задач.
Исходя из этого, будущее человечества зависит от того, насколько успешно будет продолжен между народами диалог, начатый культурой. Хоть и медленно, но эта идея постепенно находит свое воплощение в мире.
Н. Рерих с самого начала прекрасно понимал, что никакие пакты и договоры не могут остановить человечество, если оно хочет разъединения. Но он, как и другие деятели-гуманисты, верил, что Пакт может дать людям понятие Культуры, которая является их общим, священным достоянием, в нем поставлена задача объединить человечество возвышенной идеей защиты его от разрушения и гибели.
Как известно, позднее идеи Рериха легли в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей 1954 года. А в наши дни идеи «единого мира» легли в основу таких массовых движений, как «гуманистический интернационализм», «общеловеческий суверенитет». Все народы, желая выжить, должны непременно включиться в это движение и пойти лишь этим путем – путем «общечеловеческого суверенитета», не исключающего плодотворного развития национальных процессов.
Этот путь строится на идеях терпимости, взаимного сотрудничества и взаимопомощи, как это сегодня происходит на уровне контактов и дружбы между представителями различных культур. Этот путь ведет к объединению различных стран и народов, что в конце концов приведет к победе идеи о едином человечестве.
Силами объединения являются терпимость, этизированная и одухотворенная мысль, культура, гуманные изменения в социальных отношениях, усовершенствование средств связи и информации, нарастающая интенсивность общения между народами, факторы, которые содействуют превращению человеческих сообществ в единое человечество.
А силы разъединения – это нетерпимость, ненависть, дегуманизация общества, войны, насилие, разрушение, агрессия, межнациональная рознь — все, что мешает объединению людей. Объединение ведет общество вперед, а разъединение отбрасывает его далеко назад.
Автор: кандидат наук Роксана Ахвердян
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!