Традиционная буддийская психология и психотерапия - «Эзотерика»
Интервью с доктором Пасангом Арья из Института Тибетской Астрологии и Медицины «Мен Цхи Кханг».
Беседует Сильвия Бегвин.
Три божества долгой жизни: Белая Тара, Будда Амитаюс, Ушнишавиджайя.
Автор: Тхуптен Доньёд из Лингцанг.
Что такое Лха?
«Лха» (bla) по-тибетски означает «высшее тело» или «энергетическое тело». Согласно понятиям тибетской медицины и астрологии, между разумом и физическим телом находится Лха, которое развивается как копия тела, тень или отражение физического тела. Вот поэтому его называют тонким или энергетическим телом. Его нельзя увидеть невооруженным глазом. Тело Лха крайне важно для здоровья тела/ума, поскольку оно постоянно защищает, питает и дает энергию физическому телу, сохраняя его сильным, стабильным и мощным. Оно придает психологическую уверенность, чувство эго и играет защитную роль. Природная форма и форма тела Лха повторяет форму физического тела и, следовательно, их можно рассматривать как двуединое тело. Когда тонкое тело Лха и физическое тело находятся в соответствующем друг другу положении, это создает гармонию и человек прекрасно себя чувствует, ощущая лишь смутные сомнения и волнения, он сконцентрирован, его ум стабилен, а иммунная система устойчива. Когда наше физическое тело здорово и находится в прекрасной форме, наш разум и эмоции стабильны. Однако современная жизнь, полная стрессов и травматических ситуаций, а также разнообразные природные условия могут нарушить равновесие между физическим телом и тонким телом Лха, и привести к разделению, ослаблению или потере связи между этими двумя телами. Такая утрата тела Лха называется «потерянное Лха». Лха может оказаться поврежденным, больным или покинуть физическое тело, что ведет к серьезным для человека последствиям.
- Что происходит с Лха после смерти?
-
После смерти Лха отделяется от сознания. Сознание продолжает свой путь и приходит к следующей реинкарнации своей кармы, в то время как Лха остается на земле, по-прежнему принимая форму человека до тех пор, пока его физическое тело полностью не распадется. И хотя Лха - это энергия и отражение тела, оно также обладает своего рода псевдо сознанием.
- Откуда приходит это псевдо сознание?
-
Это как видео, Если вы сохраняете голос или изображение, то даже если человека уже нет, изображение его остается. Лха подобно этому. В течение жизни тело и ум, сила мышления, эмоции, звуки, все знания и опыт, которыми человек обладает, – все это в виде копии остается в теле Лха, и поэтому после смерти, тело Лха может действовать, как и раньше, посещая места, друзей, семью, работу, поля, ... а иногда даже способно проявить себя, например, через голос медиума или одержимость. Но в отличие от ума(души), тело Лха не перерождается; в этом вся разница. После разложения тела, Лха также полностью разрушается.
В тибетской медицине и тантре существует энергия ветра, которая называется Норлегьял, последний из пяти ветров тела, который остается в теле после смерти до его полного разложения. Поэтому я думаю, что Лха и Норлегьял сильно связаны между собой.
В момент зачатия ребенка, когда сознание перерождается и приобретает новую жизнь, вместе с физическим телом как тень появляется новое Лха, немного напоминающее запах фруктов. Когда ребенок появляется на свет, рождается и Лха. По мере развития человека, развивается и Лха. И когда мы взрослеем, наше Лха также становится старше.
- Является ли пепел после кремации тела подспорьем для Лха?
-
Когда тело после кремации превращается в пепел, оно имеет иной состав, и поэтому у Лха мало шансов остаться подольше. Вероятно, поэтому тибетцы обычно предпочитают кремацию или небесное погребение.
По тибетской традиции после смерти тело сжигали, а кости собирали. По просьбе родственников проводилась ритуальная церемония очистки костей, из которых потом делали ца-ца (маленькие статуи или изображения Будды), хранящиеся в специальном месте. Это обычная практика. В этом случае, возможно, Лха очищается и никому не нанесет вреда.
Обычно церемония Лха проводится для больного человека, чтобы восстановить его Лха. Однако она проводится и для здоровых людей, чтобы заново укрепить Лха. Для мертвых проводят не церемонию Лха, а церемонию костей, которая, я думаю, помимо своей религиозной концепции, также определенным образом связана с Лха...
- Можно ли чувствовать тело Лха?
-
Это не так просто, так как большинство людей не думают об этом и даже ничего об этом не знают. Но полагаю, что если кто-то обладает повышенной чувствительностью и его это волнует, то можно почувствовать тело Лха или увидеть его.
- Можно ли диагностировать проблему с телом Лха по пульсу?
-
Существует особый пульс, называемый «пульс Лха», который прощупывается в ином месте, чем обычный пульс; пульс Лха чувствуется на локтевой артерии. Если этот пульс бьется ровно и мягко, к примеру, без помех пятьдесят или сто ударов, то это означает хорошее состояние Лха. При плохом состоянии Лха, на локтевой артерии можно почувствовать некоторое нарушение или прекращение пульса. Канал Лха идет вдоль локтевой артерии от сердца к безымянному пальцу. Оттуда он уходит на расстояние пятнадцати, шестнадцати пальцев и возвращается назад, как сказано в тибетской медицине и астрологии. Приходы и уходы пульса Лха от физического тела на расстояние пятнадцати, шестнадцати пальцев считается нормальным, но когда оно остается на таком большом расстоянии, это не нормальное явление.
Иногда, когда человек находится в шоковом состоянии, например, после несчастного случая, в печали, депрессии или у него наблюдаются проблемы с психикой, Лха может уйти довольно далеко, на очень большие расстояния, и тогда связь между этими двумя телами может быть потеряна, подобно связи между радио и антенной. При потере этой связи человек начинает страдать, чувствовать себя одиноким, слабым или у него наблюдается раздвоение личности. Симптомами повреждения или потери Лха могут быть депрессия, несчастье, страх, неуверенность, апатия, приступы паники, тревога, нарушение концентрации внимания, ночные кошмары, повторяющиеся сны, в которых он оказывается голым, теряет волосы или облачен в рубище, отчужденность, бледность, болезнь без видимых причин...
Монастырь Самье в Тибете, 2007.
Фото: Надя Бекркенгейм
- Иногда говорят, что у человека украли Лха, как это происходит?
Можно ли жить без Лха?
- Лха может быть украдено духами, как правило, весной и осенью. Тело без Лха - как яблоко без запаха и вкуса. Оно лишено жизненной энергии или силы. Духи охотятся за телом Лха, они питаются им.
Наше тело/ум, как правило, естественным образом хорошо защищены Це, Ле, и Сонам, которые являются энергией нашего существования, кармы и судьбы – трех столпов жизни. Когда одна из этих энергий слабеет, духи с легкостью захватывают ее (особенно во время некоторых неблагоприятных астрологических циклов энергии человека или когда человек психологически подавлен) и пользуются этим. Духи, как правило, не в силах захватить физическое тело; вместо этого, они нападают на тело Лха и забирают его. И тогда начинает болеть физическое тело – подобно маленькому ребенку, потерявшему свою мать. Даже если Лха все еще живо, ему не хватает защиты и источника энергии. Если вы сразу же обнаружили потерю Лха, его можно вернуть через ритуальную церемонию Лха. Но если вы обнаружили его потерю не сразу, независимо от того, что с ним случилось, то вернуть его не сможет даже церемония Лха и жизнь пациента постепенно угасает.
В Тибете есть монастырь Самье, один из самых старейших. В нем находится небольшой Храм Духов, Самье Угкханг, «дом дыхания», дыхания мертвых существ. Это место, где возвращают Лха, когда человек находится при смерти. На самом деле, Лха связано с дыханием, так как связь между физическим телом и телом Лха осуществляется через дыхание. Когда человек тяжело болен и находится при смерти, к нему направляется один из духов, чтобы забрать у него Лха. Они мучают псевдо душу Лха, но умирающий не знает об этом. Они кладут ее в мешок под названием угкьел, что означает «мешок дыхания», и несут его в Храм Духов Самье. Когда я был молод, мой учитель не раз рассказывал мне эту историю, связанную с медициной и астрологией. Это была одна из его любимых историй, которая всякий раз меня завораживала. Он говорил, что в этом месте ощущается специфический запах и что ночью можно услышать духов, убивающих души Лха, дабы поглотить их, разрезая ножом на большом куске дерева, который по сей день тибетскому правительству приходиться ежегодно менять.
- Духи находятся внутри монастыря Самье?
- Этот храм находится во внутреннем круге монастыря Самье, на расстоянии примерно 400 метров от главного храма. На самом деле духи считаются защитниками Самье. Гуру Римпоче (VIII век) усмирил их и дал им власть, чтобы они использовали ее над Лха. В тибетской легенде говорится, что Лха умирающих привозят туда, чтобы убить его, так как если этого не случится, то Лха останется и какое-то время может действовать как беспокойный дух, прежде чем навсегда исчезнет. Как говорил мой учитель, духи до сих пор находятся там. Кстати, во время китайской культурной революции, этот храм сильно пострадал, однако не был разрушен.
Несколько лет назад у меня появилась возможность посетить Тибет и, конечно же, я хотел увидеть это особое место. Честно говоря, я несколько побаивался и волновался, так как помнил все рассказы моего учителя, а также знал их из книги, которую читал о Самье, в которой все очень подробно описывалось. И когда я приехал туда, то увидел все своими глазами: старую дверь с двумя отверстиями (через которые проходят дух и дыхание) и два уркьела - кожаные сумки, висящие по бокам двери. Было страшновато, но я не удержался и заглянул внутрь. Там было очень темно, и я не смог ничего разглядеть, однако почувствовал очень странный запах. Я не стал сильно принюхиваться, так как внутри могло быть множество бактерий! Во всяком случае, я предпочел поскорее покинуть это место!
Ритуальная церемония Лха
Церемония Лха очень популярна в местах распространения тибетской культуры, таких как Непал, Бутан, индийские Гималаи, Тибет и прилегающие районы, жители которых хорошо знают эту церемонию и пользу, которую она приносит. Ритуальная церемония Лха, Лхагуг-цегуг, - это древний тибетский метод лечения, который восстанавливает энергетический баланс между физическим телом, душой и телом Лха. Этот ритуал исцеления считается эффективным, и тибетцы любят его.
Ритуальные церемонии Лха частично происходят из традиции Бонпо и практикуются в Тибете на протяжении тысяч лет. После прихода индийского буддизма в Тибет, этот ритуал, благодаря своей эффективности, объединили с буддизмом, и с тех пор он практикуется буддийскими тантрическими практиками, ламами, геше или монахами, которые проводят тантрические ритуалы и ритуалы исцеление.
- Если с подозрением относиться к Лха, можно ли что-нибудь сделать, кроме проведения церемонии Лха?
-
Думаю, что это непросто. Если Лха ушло на большое расстояние из-за болезни физического тела, то, несомненно, следует попытаться вылечить человека. Если человек выздоравливает, то Лха можно вернуть. Однако если Лха больного ушло на очень большее расстояние из-за шокового состояния и травмы, то вернуть его сложно, и необходимо провести ритуальную церемонию.
- Как действует церемония Лха? Каков ее «механизм»?
-
Эта церемония действует на материальном, духовном и энергетическом уровнях. Во время церемонии пациент сидит напротив человека, проводящего ритуал, который медитирует, концентрируется и читает мантры. Ритуал сопровождается воспеванием гимна и диалогом с теми, кто похитил Лха; затем глубоким низким голосом произносится имя пациента, так как имя у Лха такое же, как и у этого больного. Как правило, для проведения ритуала, тех, кто его выполняет, отправляют в места большого скопления народа, такие как города или перекрестки дорог, леса, реки, дворцы и т.п. Они также глубоким низким голосом произносят имя Лха, призывая его вернуться. Лха слышит этот призыв, и если это еще возможно, возвращается и воссоединяется с телом пациента. Это подобно тому, когда вы звоните кому-то и просите, чтобы он вернулся домой.
Когда Лха потеряно, то человек тоже чувствует себя потерянным, но когда Лха возвращается, то что-то меняется на психическом уровне и восстанавливается концентрация внимания, уверенность в себе и духовная сила.
Во время ритуала используется еще один необходимый инструмент – ёмкость из меди, заполненная водой, внутри которой помещается деревянная тарелка с овечьей головой из масла, с бирюзой на лбу. Исполнитель ритуала читает мантру и медитируя, вращает в воде деревянную тарелку. В конце чтения мантры и визуализации, вращение тарелки замедляется. Если голова овцы после тарелки «смотрит» на пациента, считается, что Лха вернулось. Если нет, то это означает, что Лха захватили духи или оно ушло слишком далеко. Так чтение мантры и медитация, а также вращение деревянной тарелки повторяют снова, пока она не остановится. Иногда это занимает немало времени, так как приходится снова и снова повторять эту процедуру в ожидании, когда голова овцы повернется «лицом» к пациенту. Если голова овцы никак не поворачивается «лицом» к пациенту, то считается, что Лха не может вернуться и что больной, вероятно, потеряет свою силу Лха.
В отношении ритуальной церемонии Лха никогда не упоминается о «механизме» ее действия, но думаю, что вся символика здесь крайне важна: емкость может символизировать мозг, нашу голову, как череп, заполненный водой, так как мозг связан с водой. Голова овцы символизирует сознание, разум и мозг, а также Лха, второе тело. Лха находится там, так как овца - это особое животное, которое поддерживает и стабилизирует энергию Лха. Бирюза – это камень Лха, дом или место для энергии Лха. Вращение тарелки с головой овцы означает напоминание душе о возвращении, подобно тому, как мы переустанавливаем компакт-диск в компьютере. Когда вращение тарелки замедляется и голова овцы «смотрит» на пациента, - это значит, что тонкое тело вернулось в физическое тело. В конце ритуала бирюзу отдают больному, чтобы он всегда хранил ее. После ритуальной церемонии Лха необходимо получить длительную инициацию, чтобы восстановиться и продлить жизненную энергию.
Источник:
Тибетский дом в Москве
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!