Славянская иконография дьявола. - «Демонология»
Демонология » История демонологии
Темы: дьяволТеперь немного об отечественной иконографии.
Наша иконография дьявола, впрочем, как и демонология, от импортной отличается скудностью деталей и полным презрением к демоническому племени. В древней православной традиции церковной росписи (понятно, что дьявола никогда не писали на самих иконах) существовало незыблемое правило – раз алтарь (символизирующий рай) находится всегда на востоке, то ад и все, что с ним связано, находятся на западе. По этому западные стены древних церквей нередко украшали росписи адских мук, адских созданий и самого ада. Потом такая традиция была утрачена и в более современных храмах и соборах, начиная с построек 17-18 веков, вы больше не увидите адских сцен на западных стенах православных церквей.
Как же изображались демоны (они же черти)? Это были черные силуэты, рогатые и крылатые, но без особенных личностных подробностей. Сатану изображали, как такого же чумазого чудика, просто он по размеру превосходил всех остальных. Отдельно можно сказать о змее, который зигзагом проходил через всю западную стену. Вот это был персонаж действительно примечательный, и художники рисовали его во всех подробностях. Это был действительно «червь неумирающий», как и «огонь неугасающий». Очень рекомендую интересующимся проехаться на экскурсию в монастырь Александра Свирского, что в Лодейном Поле, и в одном из храмов посмотреть на роспись западной стены. Помимо вездесущего огня и прыгающих вокруг черных фигурок демонов (по-русски – бесов), по всей стене изображена фигура гигантского змея (может, имелся в виду Левиафан, а может сам Сатана – не знаю). Но сие чудище выписано гораздо более аккуратно и в больших подробностях, чем аляповато черные фигурки чертей.
К чему я все это? Да к тому, что для наших благочестивых предков было абсолютно по фигу, сколько демонов обитает в аду, кто у них генерал-аншеф, а кто распорядитель пиров или секретарь. Практически во всех славянских средневековых рукописях демоническая составляющая присутствует достаточно условно. В древнеславянском апокрифе «Сошествие Богородицы во Ад» акцент делается вовсе не на мерзком внешнем виде демонов или Сатаны, а на мучениях душ. В некотором роде мы узнаем немного и о географии ада. Там, например, присутствуют огненные реки, и реки наполненные серой, там постоянно на головы несчастных грешников обрушиваются тяжелые камни и т. д., и т. п. Но никаких «оленей с пламенеющими хвостами» или «слонов, ходящих на задних ногах», не говоря уже о гигантских мухах с трехголовыми мутантами.
В еще одном довольно распространенном произведении «Мытарства блаженной Феодоры», есть замечательный эпизод, когда к постели умирающей праведницы пришли демоны с заявлением на владение ее душой. Она их видела воочию и впоследствии, то есть, перед самой кончиной, описывала их, как «черных мавров или эфиопов, которые скакали, выли, кричали и строили ужасные рожи».
Создается впечатление, что святая перед смертью посетила одну из реп-тусовок где-нибудь в негритянском квартале в наши дни.
Этот материал хочется закончить еще одним примером из жития одного из самых современных к нам святых, а именно Серафима Саровского. Однажды к нему пришел любопытствующий человек и спросил:
- Батюшка, а Вы бесов воочию видели?
- Видел, - сказал святой, который ложь почитал за великий грех.
- Ну, и каковы же они? – спросил любопытный, видимо, ожидая услышать рассказ о многокрылых, мордастых и ужасных тварях.
Батюшка тяжело вздохнул и ответил:
- Они гнусны, чадо. Они просто гнусны. И не будем об этом.
В этом простом ответе - всё содержание того, как относились к демонам на Руси. Их не считали, их не боялись, не спорили из-за внешнего вида каждого, - их просто презирали. Что навсегда нас спасло от «охоты на ведьм» и прочий развлекухи западных демонологов.
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!