Сущностная роль матрицы, зов переходного периода и свобода выбора. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
Духи народных сказаний. (Леший). - «Демонология»
Демонология » Славянская демонология
Темы: духи народных сказанийЛЕШИЙ
Не только вода являлась враждебной человеку стихией. Не меньшую опасность представлял из себя и лес. С одной стороны лес был обильной базой снабжения самым необходимым, начиная со строительной древесины и заканчивая продуктами питания животного или растительного происхождения. С другой стороны место это было крайне опасное и недружелюбное. Человек мог заблудиться в лесу, утонуть в лесном болоте, сорваться с обрыва, поломать себе ноги-руки сорвавшись с дерева, или быть придавленным тем же деревом при его внезапном падении. Да мало ли еще несчастий могло произойти вдали от родного очага. Вот за этими несчастьями и стоял ни кто иной, как леший (лесовик, лешак, лессовой, лесун, лесник) – короче, лесной демон славянской демонологии.
Обитает леший в каждом лесу. Является, обычно перед людьми в человеческом облике, хотя леший гораздо более чем остальные обитатели инфернального мира, склонен к оборотничеству. Может превратиться в кривую корягу, в пенек на полянке или просто в дерево. Если он появляется все-таки, как человек есть один способ узнать его: на лешего нужно посмотреть через правое ухо лошади! (Честно, ржу под столом! Представляете себе картину: встречается Вам в лесу подозрительный такой мужичок, а Вы ненароком на лошади едите. Тут и заявляете: «Стой, мужик! Дай-ка я на тебя через правое ухо моей скотинки погляжу. Все ли с тобой в порядке» Все. Полный отпад. Мужик драпает от Вас, как будто встретил воскресшего Чикатило).
Впрочем, есть и другие способы, не заставляющие посторонних сомневаться в Вашей психике. Дело в том, что вся нечистая сила связана с левой стороной. Это понятие складывалось очень давно. Наверное, вместе с первыми языковыми нормативами. «Правда», «право», «правильность» все эти однокоренные слова, где корнем является слово «прав» всегда отражали что-то хорошее. Например, «правое дело». Все, что было связано с левой стороной, издревле считалось некой противоположностью и напрямую связывалось с враждебными человеку силами. Леший в этом отношении далеко не исключение, он, скорее просто ходячие пособие по изучению «левосторонних» взглядов нечистого племени.
Во-первых, у него отсутствует правое ухо (уж не помню, какое ухо отрезал себе Винсент Ван Гог, но если правое…, вообщем, наводит на размышления). Во-вторых, волосы у лешего зачесаны всегда на левую сторону. В-третьих, левая пола его одежды всегда запахнута на правую, а обувь перепутана – левый лапоть на правой ноге, а правый на левой, он никогда не носит головного убора и не подпоясывается. Надо сказать, что поясу с древности предавалось мистическое значение. Например, перед магическими ритуалами рекомендовалось снять с себя пояс, как сдерживающий символ. Есть сведения, что у лешего нет ресниц, бровей и зрачков, а глаза зеленые. Про внешность, думается, достаточно. Тем более сказать что-то определенное не представляется возможным. Леший может вырастать выше самых высоких сосен, а может спрятаться под ягодным листом. Еще говорят, что леший азартнейший игрок. Сам не проверял. Не знаю.
Гораздо интереснее личная жизнь этого примечательного персонажа. Оказывается, леший, как и наш прежний знакомый водяной, женится, и может иметь семью. Ну, понятно ни какой батюшка такой союз не благословит, так что живут популярным в современном мире «гражданским браком». Жена лешего называется «лешачиха», а дети – «лешачата». Женятся лешие на заблудившихся в лесной глуши девушках. Есть у леших еще и приемные дети (прямо Джоли с Питтом) это «лесовички» или «лисунки» - девочки и мальчики, которых леший в лес заманил, или которые заблудились сами. Вырастая, они сами становятся лешачатами, а уж потом и настоящими лешими и лешачихами.
Леший не умеет говорить. Он может подражать практическим всем лесным звукам и голосам зверей, но по-человечески говорить он не умеет. Из всех человеческих слов ему известно только самое полезное слово в лесу – «ау». Замечательное средство для заманивания доверчивых граждан подальше от дома.
Леший не столько вредит людям, сколько проказничает и подшучивает над ними. Он может завести в глухую чащу, откуда очень трудно выбраться, заставлять заблудившегося кружить на одном месте, но очень редко их действия приводят к гибели людей. Хотя один раз в год (4/17 октября) в канун праздника Ерофея-мученика знающие крестьяне в лес не заходят. В этот день лешие бесятся. А вот в канун Иванова дня (24 июня/7 июля) лешего легко можно встретить в лесу и даже заключить с ним договор. Этим занимались в основном пастухи, чтобы звери не губили стадо. Нередко пастухов, как в случаях с мельниками (см. статью «Водяной»), также считали колдунами.
Праздником для леших считается Ильин день (20 июля/2 августа), когда по поверью открываются волчьи норы и все зверье бродит на свободе (а я-то все думал, чегой-то наша десантура 2 августа так с ума сходит?).
Крестьяне не ходят в лес и 14/27 сентября (в день, так называемых, «змеиных свадеб»), можно легко наткнуться на сборище леших, прощающихся со всем зверьем до новой весны.
Приходя в лес, люди, не желавшие стать объектами шуток и проказ лешего, выполняли определенные ритуалы: когда шли по ягоды – оставляли где-нибудь на пеньке краюху хлеба или блин, когда охотились – первую дичь оставляли лешему, костры всегда тщательно гасились и затаптывались – огня леший терпеть не может, если в лесу застигла ночь, не ложились спать на тропинках – прогуливающийся леший мог и задавить случайно, в лесу никогда не ссорились и не ругались.
Известен один случай, когда леший преднамеренно убил человека. Да еще и при свидетелях. Был человек этот знатный охотник. Без добычи никогда не возвращался, но перестало ему везти. То ли зверь на другое место ушел, то ли сам уже не тот стрелок стал. Вот и задумал он заключить договор с лешим.
Как и положено, ночью в канун Иванова дня пошел он в лес. Захватил с собой подарок – бутыль первоклассного первача и жареного гуся. Все получилось, как нельзя лучше: зашумел ночной лес, и показалась фигура, которая была выше самой высокой сосны. Потом лесной хозяин уменьшился до нормальных размеров, принял подарки, выслушал просьбу, кивнул и только и сделал, что свой корявый палец к губам охотника приложил. Не говори, дескать, никому. Тот поклялся, что никому не расскажет. С тем и распрощались.
И пошла охотнику такая пруха, что коллеги чуть не лопались от зависти. Казалось, что не охотник идет искать зверя, а он сам приходит, ложится, да еще и лапой в ухо себе ствол ружья запихивает.
Прошло довольно много времени. Охотник устал уже и от известности, и от трофеев (денег он себе на одних медвежьих шкурах сколотил столько, что не только в новую избу въехал, так и слуг себе завел, а про волчьи шкуры или лисичкины - и разговору нет).
Вздумалось однажды нашему герою прогуляться, а, надо заметить, вздумалось ему сие на О-о-о-чень пьяную голову (пересидел с товарищами в бане). Дело уже к ночи было. И надо ж такому случиться, что поехали они по той же самой дороге, по которой он ходил с гусем и бутылью самогона с лешим сговариваться. И решил наш охотник похвастаться перед друзьями. «А знаете, ребята, откуда у меня все это богатство взялось? И почему дичь мертвой падала, когда я еще выстрелить не успевал? А потому, что вот на этом самом месте я с лешим договор заключил»! Слушатели засмеялись было, но внезапно лошади дико заржали и все увидели, как к охотнику подошла громадная фигура, выше любой сосны в лесу, горестно покачала головой, потом свернула хвастуну шею и пропала в лесной чаще.
Вообщем, это я к чему… Слово свое держать надо, даже лешему данное. А лучше вообще от всего этого держаться подальше.
P.S. Про импортного лешего ничего сказать не могу. Ибо такого персонажа за границей просто не существует. Немного подходит Оберон (лесной царь, повелитель эльфов), но явно не то что-то. Так, что давайте не будем, а поговорим об этом, когда будем рассуждать о «маленьком народце».
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!