Сущностная роль матрицы, зов переходного периода и свобода выбора. Эзотерика - Живое Знание - «Эзотерика»
ОХОТА НА ВЕДЬМ II
История магии
Темы: колдовство, инквизицияСледует заметить, что в отличие от Торквемады или Фомы Аквинского авторов «Молота ведьм» ни как не назовешь неординарными личностями. Два доктора теологии Якоб Шпренгер (1436-1495 гг.) и Генрих Крамер (Инститорис) (1430-1505 гг.) были не прославлены ни научными, ни философскими трудами, ни успехами на ниве государственного служения. Это были монахи-доминиканцы, как и многие члены этого ордена, занимавшиеся инквизицией. Единственное отличие от других коллег по цеху, было в том, что они не были инквизиторами какой-то одной области, а разъезжали по стране. Были, так называемыми, выездными следователями. Такие инквизиторы откомандировывались в те регионы, где по каким-то причинам своими силами не могли созвать свой собственный трибунал.
Напомним, что инквизиционный трибунал назначался городским главой (мэром или бургомистром) в течение трех дней с момента его собственного избрания. В трибунал входили 12 горожан, пользовавшихся доверием жителей за благонравие и честность, 2 нотариуса, 2 монаха-доминиканца и 2 монаха-францисканца. Впоследствии в Испании, инквизиция которой единственная в Европе подчинялась не папе, а напрямую местному королю, было заявлено, что инквизиторами там будут исключительно братья-проповедники из ордена св. Доминика. Такое решение было обусловлено тем, что на испанской территории проживало много евреев и мавров, среди которых велась активная миссионерская работа, что и было основной специализацией доминиканцев.
Местом работы Крамера и Шпренгера была Верхняя Германия (современная область западной Швейцарии, пара областей Франции и часть юго-западной Германии) куда они были направлены, а их права подтверждены буллой папы Иннокентия VIII от 5 декабря 1484 года. В это же время Крамер работает над «Молотом ведьм» (считается, что Шпренгер написал только апологетическую, первую часть книги), увидевшим свет двумя годами позже, в 1486 г., в качестве предисловия к которому, была использована упомянутая булла. Одновременно на эти же годы приходятся основные процессы, в которых он участвовал.
В 1484 году в немецком городе Равенсбург Генрих Крамер рассматривал дело по обвинению в колдовстве восьми женщин. В отношении шестерых было установлено, что молва на них возвела поклеп, они были оправданы и освобождены. Двух других сожгли. Кстати, обвинения им были выдвинуты вполне реальные. Никаких полетов или общений с демонами. Их уличили в обычной порче скота. В какой-то из статей я уже упоминал о том, что в средние века за такое преступление наказывали очень серьезно, ибо потеря коровы или лошади могла привести на грань нищеты и голода целое семейство. У ведьм бизнес был поставлен следующим образом. Немного потравив скотинку (не столь важно при помощи демона или самым обычным способом), они сами же брались лечить ее. За отдельную плату, конечно. А может и не только:
«Сколько женщин жаловалось нам, при исполнении нами обязанностей инквизиции, что когда при порче коров (лишением их молока) и других животных они обращались за советом к известным ведьмам, то получали различные средства, если только они соглашались дать некоторое обещание одному Духу».
(«Молот ведьм», часть II).
Кстати, помимо всего прочего, в это обещание входило исполнение святотатственных действий во время богослужения. Наверное, не стоит объяснять, откуда вылез этот «дух», которому дают такие обеты?
В 1485 году в городе Инсбург (сейчас территория Австрии) Генрих Крамер участвовал в процессе по обвинению в занятиях чародейством 48 женщин и двух мужчин. После ареста и разбирательства все они были отпущены. Правда, до семерых из этой компании, видимо, что-то не дошло, и их пришлось опять арестовывать.
И в этом деле, и в процессе, над ведьмами в швейцарской Констанце с 1482 по 1486 года, где засветился Инститорис, практически все обвинения в колдовстве являются обычными уголовно наказуемыми деяниями. Хотя эти дела были инспирированы, как колдовские, но они были связаны в основном с отравлениями людей и животных, не законными абортами, изготовлением ядов и прочими насквозь прозаическими злодействами.
Очень часто в очерках об инквизиции, а именно о начале преследований за колдовство, я сталкивался с мнением, что папская булла 1484 года явилась тем роковым документом, после появления, которого на каждом углу заполыхали костры с ведьмами и чародеями. Несколько странное утверждение.
Хорошо известны выдержки из текстов булл понтификов живших задолго до Иннокентия VIII, как и колдовские процессы. Например, известная булла папы Григория IX «Голос в Риме» появившаяся 13 июни 1233 года содержит в себе даже целое небезынтересное описание шабаша и посвящения:
"Когда в эту школу отверженных вступает новый человек, ему является видение в образе лягушки, которую иные называют жабой. Некоторые гнуснейшим образом целуют ее зад, другие рот и тянут ее язык и слюну, вкладывая их в свой собственный рот. Иногда жаба принимает натуральную величину, иногда она разрастается до гуся или утки, а временами она величиной в кухонную печь. Далее новичку появляется удивительной бледности мужчина с поразительными черными глазами, худой и истощенный, без всякого мяса, из одних лишь костей. Новичок целует этого кащея и после поцелуя теряет всякое воспоминание о католической религии и из его груди совершенно уже вырвана мысль о вере. Затем садятся за трапезный стол, а по окончании трапезы из стоящей возле стола статуи вылезает черный кот, ростом с собаку, он плетется задом с опущенным хвостом. Кота целуют все наиболее достойные; те, которые не имеют права его целовать, получают, однако, прощение от старейшего учителя, который обращается к коту с просьбой о прощении, сопровождающейся заверениями других о готовности слушаться и покоряться всем приказам черного кота. После этого тушатся огни и начинаются отвратительнейшие оргии, невзирая ни на какое родство и так далее. Если мужчин оказывается больше, нежели женщин, то мужчины живут половой жизнью с мужчинами же, и отвратительные оргии принимают чрезвычайно противоестественное течение. Точно так же поступают женщины, если их больше, нежели мужчин. Удовлетворив временно свою похоть, они снова зажигают огни, из темного угла появляется человек, верхняя половина которого сияет солнечным светом, а нижняя половина темна, как знакомый уже нам черный кот, но комната освещается лучами верхней части этого человека. Старейший учитель отрывает кусок одежды новичка и передает его сияющему со словами: "Господин, я это получил, а теперь передаю тебе". Сияющий в ответ: "Ты хорошо мне служил, и еще лучше и вернее будешь служить; твоему попечению передаю то, что я от тебя получил". Сияющий мгновенно исчезает".
Начало же серьезным гонениям положил папа Иоанн XXII (1316- 1334). Почти сразу после своего вступления в должность он приказал сжечь на костре епископа своего родного города Кагора, поскольку тот якобы околдовал его. Спустя три года (в 1320 г.) он послал инквизиторов в южно-французские епархии Тулузу и Каркассон, дабы "изгнать из дома Господня" всех колдунов, приказание, которое в 1326 г. он распространил на все земли, находившиеся в ведении римско-католической Церкви. Отныне в смертных приговорах, выносимых инквизицией, все чаще появлялось обвинение в "еретическом колдовстве". Так было в 1321 г. в южно-французском городе Памье, в 1335-м в соседней Тулузе, с 1340 г. в Новаре (Верхняя Италия) и около 1360 года в итальянском городе Комо.
Когда я разбирал текст буллы Иннокентия VIII от 05.12. 1484 г. «Изо всех сил» или «Всеми силами души», то испытывал странное ощущение, мне казалось, что я читаю что-то другое. До этого из различных источников я систематически узнавал, что это «страшный документ», что он «открыл все двери мракобесам и прочим инквизиторам», что после его издания «Европа погрузилась в непрекращающуюся череду пыток и костров» и прочая, и прочая. Тут приплетали и далекую от идеала личность самого Джованни Батиста Чибо (папы Иннокентия VIII) (1432-1492 гг.), и личности его ближайшего окружения, но дело не в этом.
Дело в том, что в самой булле нет ничего из ряда вон выходящего. Весь текст приводить не будем, а разберем только отрывок, имеющий отношение к нашей теме:
«Не без мучительной боли недавно мы узнали, что в некоторых частях Германии, (…), очень многие лица обоего пола, пренебрегши собственным спасением и отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами, инкубами и суккубами (что ж, в это верили, причем повсеместно задолго до XV века) и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды (действительно причиняли, может не столько колдовством, но, как показывает история абортивной медицины, вытравливали плод при помощи таких ядов, что зачастую вместе с ребенком убивали и саму не состоявшуюся роженицу), насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин и женщин, домашних и других животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания (ну, с эти мы с Вами уже сталкивались: болезнь или падеж скота мог случиться как случайно, так и вполне по вине кого-нибудь, кто мог неплохо нагреть на этом руки); что они нещадно мучат как внутренними, так и наружными ужасными болями мужчин, женщин и домашних животных; что они препятствуют мужчинам производить, а женщинам зачать детей и лишают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг (вкратце описаны воздействия ядов и результат любовного отворота, в производстве которого зачастую так же использовались некоторые «интересные» вещества); что, сверх того, они кощунственными устами отрекаются от самой веры, полученной при святом крещении, и что они, по наущению врага рода человеческого, дерзают совершать и еще бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений, к погибели своих душ, к оскорблению Божеского величия и к соблазну для многого множества людей (чего-чего, а вот этого было точно сколько угодно! Те, кто хотели стать ведьмами или колдунами - так и делали (немного подробней в статье «Колдовской договор с дьяволом»)(комментарии в скобках - мои. Darek).
Так действительно, почему же к концу XV началу XVI века начинает увеличиваться количество ведьмовских процессов? Ну, не папская же булла, в которой еще раз были упомянуты и так всем известные вещи, стала тому виной? Конечно, нет.
Просто к тому времени рост увлечений черно-магическими практиками приобретает особую массовость. Например, до наших дней сохранилось донесение парижского королевского чиновника того времени (1404 г.), из которого становятся известны массовые случаи о похищениях частей тел повешенных, о раскапывании и кражах тел детей, умерших некрещеными. А почти любому, кто хоть что-то читал о черной магии, хорошо известно, для чего употребляются такие «характерные» кладбищенские артефакты.
Надо сказать, что и в наше время при археологических раскопках находят многие вещи, датируемые как раз XV-XVI веками, которые являются предметами средневековых колдовских культов. Причем именно средневековых, то есть, вполне определенно связанных с дьяволом и чернокнижием, а не с отголосками каких-то древних языческих мистерий, к которым их пытались притянуть за уши в XIX-XX веках.
Впрочем, об этом как-нибудь в другой раз. Пока же вернемся к инквизиции.
Почти все интересующиеся этим вопросом, слышат многочисленные мнения о количествах жертв духовных трибуналов. Кто-то, не в даваясь в подробности, говорит о «сотнях тысяч казненных». Когда спросишь, откуда информация? Сделает большие глаза – как же! Это ж всем известно!
Другой заговорит о десятках тысяч по всей Европе. Тоже интересное мнение, как эти десятки у него получились в границах почти постоянно воюющих государств, территории которых могли изменяться, отторгая или наоборот охватывая собой целые области.
Автор встречал, хотя и довольно редко, тех, кто мог уверенно заявить о миллионах сожженных. На это я обычно отвечал: «Ух, ты»! И оставлял без комментариев. Конечно, никого Бог фантазией не обижал. Ни простых людей, ни историков. И вот те, и другие, смакуя ужасные подробности пыток и казней, все больше и больше «заливают кровью» средневековую старушку-Европу.
И началось все это даже не с ХХ века.
Еще в 1582 году известный разоблачитель фокусов и всякой магии Реджинальд Скотт написал, что по делу «сент-осайдских ведьм» были казнены около 20 женщин. Эти цифры считались непререкаемой истиной вплоть до начала ХХ века, когда были еще раз рассмотрены подлинные материалы расследования и выяснили, что повешены были только две колдуньи. Кстати, господин Скотт был ревностным протестантом. Запомним этот факт.
Еще один писатель, известный своими мистификациями (он писал фальшивые мемуары от лица известных людей) Этьен Леон де Ламот-Ланьон (1786-1864 гг.) пишет на эту тему. В 1829 году выходит его трехтомное исследование «Инквизиция во Франции», где он поведал читателям, что в середине XIV столетия в Тулузе состоялось более 1000 колдовских процессов, в ходе которых более 600 человек отправились на костер. И очень долгое время мало кого интересовал тот факт, что господин мистификатор взял за основу реальную историю, произошедшую в Тулузе в конце 16-го века (тогда действительно расследовалось несколько чародейских дел), произвольно увеличил количество процессов и в сотни раз количество казненных.
Автор известной «Истории испанской инквизиции» (1817 г.) Хуан Антонио Льоренте вроде бы имеет полное право назвать точное количество жертв инквизиции в Испании. Он, правда, не очень долгое время (1789-1808 гг.), был секретарем этой организации в Мадриде, а потом работал в архивах. Он называет 31912 человека казненных по приговорам трибуналов с 1481 по 1808 год. Однако надо заметить, что именно этот человек, примкнувший к французским оккупантам его страны, стоял у истоков уничтожения института инквизиции в Испании и поэтому его данные вполне могут оказаться пристрастными. С чем согласны многие современные историки. Например, американский исследователь Уильям Т. Уолш доказывает, что Томас Торквемада лично смягчал приговоры, сдерживал слишком рьяных из ранних инквизиторов, а за его правление (1483-1498 гг.) перед трибуналами по всей Испании прошло около ста тысяч человек. Казнено из них было около 2%. В Барселоне в период с 1488 по 1498 год из всех осужденных (33 человека) был казнен только один.
В атеистический ХХ век к ненавидящему католическую церковь протестанту Скотту, мистификатору и мифотворцу (а попросту лжецу) Ламот-Ланьену и как-то странно считающему жертвы инквизиции Льоренте, присоединяется еще один персонаж – это товарищ Иосиф Григулевич. Будучи почти всю свою жизнь на нелегальном положении, помотавшийся по всему миру коммунистический разведчик и боевик, он, не получивший никакого научного образования, пишет труды по истории католицизма и почему-то становится доктором наук и членом Академии наук СССР. Те, кто читал его книги (я, честно говоря, не удосужился) говорят, что исторических ляпов и несуразиц там столько, что иногда начинает даже рябить в глазах. Между прочим, ведущий сотрудник Института Латинской Америки М. Чумакова, знавшая Гурилевича по научной деятельности, говорила, что его публикации были весьма далеки от научного анализа, представляя собой компиляцию работ зарубежных исследователей. Они просто «содержали соответствующий требованиям момента идеологический заряд». Понятно, что до недавнего времени в нашей стране содержание «идеологического заряда» в научном труде с лихвой компенсировало его реальную научную ценность.
Некоторые «ученые» вообще принимают во внимание какие-то странные доказательства. Например, в конце своей жизни Генеральный прокурор Лотарингии Никола Реми (1530-1612 гг.) утверждал, что в период с 1581 по 1591 год он сжег за колдовство 900 человек (я не раз замечал, как любят обсасывать эту тему на многих сайтах). Только вот… А ни кто случайно не обратил внимание на то, что единственным подтверждающим этот интересный факт является… Сам господин Реми и с его стороны это не более чем хвастовство, не подтвержденное ни одним документальным источником.
Вот из подобной «достоверной» информации и вылезают «сотни тысяч» и «миллионы» сожженных.
А вот действительно исторические факты и научные работы как-то проходят мимо громогласных обвинителей «кровавого средневековья».
Например, в Центральном Округе Английского Королевства (графства: Эссекс, Хертворд, Кент, Суррей и Сассекс), согласно сохранившимся судебным архивам, с 1552 по 1722 год в суд по обвинениям в колдовстве вызывались 456 человек. Смертный приговор был вынесен лишь в 109-ти случаях. Это, между прочим, почти за 200 лет.
С 1563 г. по 1736 год в Шотландии были обвинены в чародействе 3837 человек (имена 3212-ти известны) из них были приговорены к смертной казни только 205.
(База данных Эдинбургского университета).
В Финляндии (тогда шведская провинция) с 1520 по 1750 год обвинялись в ведовстве 2000 человек. Из этих случаев систематизировано только 1200 дел. Учеными признается, что большинство приговоров было оправдательными.
(М. Ненонен, Т. Кервинен, «Материалы ведовских процессов в Финляндии»).
Р. Кикхефер в своем исследовании «Европейские ведовские процессы: их принципы в культуре 1300-1500 годов» (Лондон, 1976 г.) за двухсотлетний период насчитывает также не более 550-ти колдовских дел.
Ну, никак не хотят вытанцовываться «многотысячные жертвы»!
Так была ли «охота на ведьм» в том понимании, в котором представляют ее на сегодняшний день?
Думаю, что была. Только была она в гораздо меньших масштабах и менее кровавой. Просто нам долго и упорно формировали пугающий образ инквизиции, как сборища фанатиков, садистов и сексуальных маньяков. Конечно, и маньяки, и садисты существуют и существовали всегда. Наверняка присутствовали они и в среде инквизиторов, но воспринимать на их примере весь институт церковного следствия, - это примерно, то же самое, как на примере Салтычихи обвинить в патологической склонности к насилию всех русских помещиков того времени. Или на примере графини Елизаветы Баторий делать выводы обо всех польских дворянах, а на примере Жиля де Ре – обо всех французских. Можно с легкостью найти не один процесс, где будут присутствовать и подлог, и подкуп, и истерия с психическими отклонениями, но не надо забывать о том, что по количеству оправдательных приговоров инквизиционные трибуналы были самыми гуманными судами средневековой Европы.
И дело не в том, что я пытаюсь в угоду кому-то (это кому, интересно? Я, вроде, не католик) как-то обелить инквизицию.
Просто считаю, и это мое глубокое убеждение, что любое историческое явление имеет право на объективную оценку.
Спасибо тем, кто дочитал до конца и умудрился не заснуть.
Ждите продолжения. Darek.
Нашли ошибку?
Добавить комментарий!